Уникальная экспозиция «Шведская графика в Украине» открылась 17 января в Центре современных искусств «Брама». В своем вступительном слове атташе по вопросам прессы культуры и информации посольства Швеции госпожа Сольвейг Халквист заметила, что это первая выставка подобного рода в Украине, где мало известно графическое искусство Швеции, и выразила надежду, что она послужит своеобразным импульсом к сближению искусства наших стран и его творцов, а также явится стимулом для украинских художников, студентов Академии и художественных школ, и критиков.
На выставке представлены работы Арнолда Хагстрема, Александра Керна, Микаэля Кильмана, Лизы Ларссон-Сундлинг, Кристины Линдеберг, Хелмтруд Нистрем, Бригиты Веглин, Орьяна Викстрема, Юкка Вентинен - художников с мировыми именами. Все они работают в разных техниках, начиная от традиционных, таких как «сухая игла», «меццо-тинто», литография на камне, до экспериментальных типа компьютерной графики - техники, которая только начинает развиваться в Украине.
Художественная графика имеет долгую традицию в Швеции. Ее характерные черты - аскетичность формы и стремление к простоте, использование мотивов и традиций шведского народного искусства. Вместе с тем, в творчестве современных шведских художников находят свое выражение новые течения и тенденции мирового искусства, и наряду с этим в них в трансформированном виде проявляются отдельные черты шведского общества сегодня. Для искусства Швеции также характерно обращение к традициям викингов, т.е. поиск своих корней, стремление к ним. Как сказала куратор выставки Лаура Дембицка-Мюлих: «На этой выставке представлены разные поколения, разные традиции, разные тенденции и разные чувства».
Сама по профессии художник, Лаура, вот уже восемнадцать лет живущая в Швеции, родом из Польши. Имея возможность сравнивать искусства Западной и Восточной Европы, она считает, что основное различие состоит в том, насколько художник свободен в проявлении своих чувств в произведениях, насколько он раскрепощен. Свобода творчества все еще больше ощущается в странах Западной Европы, считает она. Тем не менее, «искусство стран Восточной Европы очень высокого качества, и оно интересует западные страны», - говорит Лаура. А художников Швеции интересует то, что происходит в странах Восточной Европы, их жизнь. На выставке представлена серия работ Микаэля Кильмана, написанных во Львове, и серия работ Орьяна Викстрема, сделанных в Польше. «Они хотели поймать последние мгновения уходящего мира, исчезающей эпохи социализма», - говорит Лаура.
...Черно-белая, но почему-то производящая впечатление серой, картина Кильмана «Уличные голуби»... старые обшарпанные дома, жутко старомодные силуэты машин, что-то спешно клюющее на мостовой голуби, понуро бредущие люди... Когда я подошла ближе, меня поразили вписанные художником в булыжник мостовой слова: «Бог ушел попить чаю». Это могло бы быть точным названием и этой картины, и висящей рядом, названной «Собачий блюз» с худющей собакой в темном колодце двора, и работ Викстрема, где уже в цвете, но так же грустно изображены одинокая женщина в тесной квартирке, пьянчужки, бездомные на скамейке парка... Мир, который покинул Бог: таким увидели его шведские графики. Но может быть, попив чаю, Бог с утроенной энергией возьмется за его совершенствование.
Шведским графикам пока живется лучше и легче, чем украинским. Уже один тот факт, что в Швеции, стране с 8-миллионным населением, в год продается 5 млн. графических работ, говорит сам за себя. Здесь существует более 50000 так называемых арт-клубов, члены которых, не будучи профессионалами, примерно дважды в году, предварительно отсмотрев массу работ на всевозможных выставках, в частных коллекциях и т.д., совершают массовые закупки работ художников. Этими работами украшаются офисы и частные дома, они используются в качестве подарков и знаков признательности. Средняя графическая работа стоит приблизительно 200 - 250 долларов (это уже информация для украинских графиков).
Итак, выставка шведской графики открыта в «Браме» до 1 февраля. Потом она поедет в Варшаву и Нью-Йорк. Поступила просьба о ее экспонировании на Камчатке.
И последняя маленькая деталь. «Не удивляйтесь, что работы не оформлены под стекло, а просто прибиты к стене гвоздями, - сказала госпожа Халквист. - Это новая нью-йоркская тенденция, которая получила сейчас широкое распространение во всем мире».
Так что не удивляйтесь форме крепления картин. Удивляйтесь их содержанию и мастерству, с которым они выполнены.