Летнее киноменю, прокисшее продуктами «третьей свежести» (дежурные сиквелы-приквелы, во главе с провальным «Гарри Поттером» номер 4), в начале месяца предложило блюдо хоть не калорийное, но безвредное (слегка приперченное), легко усвояемое — медлительный триллер о шпионских играх под названием «Измена» (режиссер Билли Рей, в главных ролях — Крис Купер и Райан Филипп). Помимо сенсационной документальной подстежки (все происходящее на экране на самом деле случилось в жизни, правда, без гламурной голливудской пудры), в этой незамеченной массами ленте есть и не менее сенсационный «цинус» — дань уважения и всхлип восхищения силой и мускулами того самого ведомства, в котором служил Сами Знаете Кто (в общем, главный человек в современной России).
Хэнсон шел по коридору. Шел медленно, уверенно. Двигался поступью настоящего аса-«крота». По ходу дела общался со смазливым юнцом — как бы своим помощником. Последний менялся в лице, услужливо болтал, заглядывал в глаза, жался к стене. А Хэнсону как пить дать было ясно — да, этот слюнтяй явно не фантик от ФБРовской конфеты, а штучка с секретом, снадобье для «тигра»… То есть для него, Хэнсона, — оборотня, хамелеона… Затаившейся твари из породы кошачьих, которую погладишь не так — сразу когти вопьются в белое тело. Хэнсон был и слыл любимейшим «доверенным лицом» Комитета государственной безопасности. Так как сливал оному ведомству все, что знал об «империи зла» (со всеми ее агентами, подлодками и остальной разлюли-малиной). Ну а знал он, возможно, даже больше, чем Билл с Моникой, а также Джордж с Барбарой, поскольку служил главнейшим «рулевым» ФБРовского обоза. На досуге этот начальник, должно быть, решил: все тайны в могилу за собой все равно не унесешь; а так как я — человек верующий, что ж, пусть эти секреты и достанутся ближнему — в генеральских погонах…
История и впрямь не выдуманная. Не газетная байка. И не шпионская околесица. А главный герой — не фантомный, а самый что ни на есть реальный персонаж. И до сих пор он трубит пожизненный срок в одиночной камере в одной из пуленепробиваемых тюрем США. Штатовские бухгалтеры в свою очередь до сих пор подсчитывают, сколько ущерба он нанес родной стране, слив российским «погонам» ушаты и гейзеры бесценной информации! В фильме закадровое «сожаление» вынесено отдельной ремаркой: как нравственное предупреждение новому «призыву» обдумывающих житие...
В фильме Рея на эту заданную шпионскую тематику очень хороший и выверенный темпоритм. Никто никуда не спешит. Никто ни за кем не гонится. Каждый успеет — сядут «усе». «Измена» в определенной мере воспринимается даже скрытой антитезой конвейерно-зубодробильному голливудскому шпионскому кино. Когда кажется, что у всех догоняющих или убегающих вместо мозгов — исключительно моторы (пламенные). А то и вовсе нет даже оргтехники под черепной коробкой. Одно пустое место. Ну, в лучшем случае — амнезия. Как у г-на Борна, к примеру, который вовремя «все забыл», посему и не утруждает себя профессиональной дедукцией. «Измена» Рея — о шпионах, которые не бегают, а думают. И не стреляют, а размышляют. И не прыгают из-под пуль в кровати, а уж как предадут родину-мать миллиардов эдак на «надцать», так любой госбюджет от этой человеческой слабости и треснет. А уж как для нас, многое повидавших киноценителей, картина «Измена», почитай, заокеанский ностальгический поклон штандартенфюреру Штирлицу, который тоже «шел» по коридору, и стены также морщились от его шпионской невозмутимости. Да чего только Штирлиц, нам в принципе есть о ком вспомнить, из «думающих» и не суетящихся — Ножкин и Жженов в «Резидентах», гениальный Банионис в «Мертвом сезоне» и много кто еще.
Да, были люди в наше время, не то что нынешние — стукачи…
Те были подлинные «тигры». Люди и «гвозди», которые даже в обоюдной переплавке сохраняли прочность и блеск. Таков, кстати, и Хэнсон (хороший «оскароносный» актер Крис Купер, запомнившийся ролью папы-гомофоба в ленте «Красота по-американски»). Его герой — овощ старой закваски, ФБРовец, четверть века ишачивший во «благо» безопасности Америки и в то же время всеми хитростями и коварствами эту безопасность методично подрывавший. Бедное ФБР не знало, какой норой подобраться к этой твари, как ухватить ее хотя бы за кончик хвоста — чтоб разоблачить наконец! И вот, наконец, «комедь» придумали. Главного шпиона возвращают (в центр), затем — повышают (в должности), а после — контролируют каждое его телодвижение, ловят каждый вздох (с помощью того самого молодого стукача-компьютерщика Эрика, которого изображает Райан Филипп, ставший популярным после «Опасных игр» по далеким мотивам Шодерло де Лакло). Таким образом фильм и обретает какой-никакой, но все же художественный скелет — картина-дуэль, триллер-дуэт. Борьба коварного с «зеленым». Схватка силы и наива. Дуэль подлянки и истовой католической веры — в закрытой клетке ФБР, в которой только два хищника, а остальные — статисты и зрители.
Кажется, все в этом шпионском «проекте» движется в неправильном направлении. Если пуля — то случайно, если пафос во славу родины — то из уст предателя. И уж если пойман — то «не вор», а катарсис. Устами Хэнсона, как ни странно, в фильме глаголит исключительно истина. Несколько парадоксальных, но точных идей — от него персонально. Почему США победили в холодной войне? Потому что верили в Бога! Почему СССР в этой войне проиграл? Потому что идиоты-советы в атеизм заигрались! Что может быть важнейшим стимулом в шпионской работе? Доллары, миллионы долларов? Миллионы, миллионы, миллионы долларов? Да нет. Он только хотел показать «слабинку» на сильном теле своей сытой страны, чтоб жиром, гляди, не заплыла. Впрочем, сам шпион толком не объясняет «зачем», а лишь меланхолично бормочет: «Да какая разница...» Действительно, какая?
Чтоб на полную мощность пробить подсветку к лицу этого «тигра», актер Крис Купер то темнеет, то просветляется — его лицо «полифонично», выразительно, в то же время оно всегда невозмутимо. То, что есть в этом «дядьке» некая военная тайна — с первого взгляда подметишь. Но вот попробуй-ка, раскуси. Из документального хлама (где подлинная правда, а где сценарная ложь в этой истории — Голливуду виднее) Куперу удается высечь фигуру многогранную и пропорциональную. Ну а уже наше кинематографическое задание поверить в то, что и такие акулы порою ломают зубы на каком-то пустяке. На мальчишке… В подобное, конечно, веришь с трудом, так как Райан Филипп — актер для молодежных ужастиков, а не для психологических драм. И все же веришь в то, что главный шпион спотыкается, собственно, на Вере (с большой буквы), которая и стала тонким льдом, сквозь который провалился «крот», полагая, будто Бог не выдаст, а ФБР не съест… А Бог (в его католической ипостаси) взял — да и пошутил над своим верноподданным.
Но есть в этой картине кроме двоих — главного шпиона и шпиона начинающего (собственно, победившего, как побеждает в США все смазливое и резвое) — еще и «третий лишний»… Герой принципиальный, сюжетообразующий. Но невидимый, как и полагается в шпионских случаях. Без имени и, в общем, без судьбы. Одна аббревиатура — три зловещие буковки, которые соревнуются с тремя другими буковками… В последней инстанции (на три буквы) все постоянно суетятся, потеют, теряются, шестерят, вздыхают, трепещут, возносят руки к небу, словно бы цепенея перед силой и властью конкурирующих трех букв. Да уж, потрясли основы, если сподобились завербовать не простого «крота», а бенгальского тигра, который согласно своему высочайшему положению сам же и обязан засланных казачков разоблачать! Голливуд в миноре (катарсис прилагается): КГБ — шустрее ФБР! Но тут уж, извините, кто бы сомневался?