И тем не менее бизнесмены иногда могут отложить в сторону издания типа «По ту сторону страха и жадности» и обратиться вместо этого к жадности и страху в их натуральной форме. На этой недели им была даже предoставлена возможность выбора.
Так, Алистер МакАлпин, заместитель председателя партии тори во времена правления Маргарет Тэтчер, опубликовал книгу «Жестокий лидер» (The Ruthless Leader, edited by Alistair McAlpine. John Wiley), которая вовсе не явилась биографией Железной леди, а стала «тремя совершенными примерами стратегии и власти». Один из классических примеров написан самим лордом МакАлпином, пребывающим в состоянии ярости от вероломного отношения к его героине, а вторым примером стал «Принц» Макиавелли. Проблема «Принца», по словам МакАлпина, заключается в том, что был выбран не тот субъект: Макиавелли следовало бы давать советы не человеку, стоящему у власти, а его подчиненным.
Фактически в настоящее время все бизнесмены, озабоченные проблемой объединения сердца и помыслов, скорее всего сочтут Макиавелли не только слишком сухим, но и чересчур циничным. Они предпочтут обратиться к величайшей из когда-либо написанных серии конкретных социологических исследований — пьесам Вильяма Шекспира.
В Колумбийской школе бизнеса Джон Уитни читает весьма популярный курс «Шекспир и руководство», на основании которого выросла его новая книга («Power Plays:Shakespeare’s Lesons in Leadership and Management», by John Whitney and Tina Packer.Simon and Schuster), написанная в соавторстве с выдающимся постановщиком Шекспира. Как известно, Шекспир был знаком с трудами Макиавелли (которого он дважды цитирует). К тому же он жил в эпоху, ознаменованную деятельностью многочисленных лидеров, как плохих, так и хороших. Средневековая история Англии представляет большое разнообразие именно последних: из 14 монархов, правивших в течение 200 лет до прихода к власти Елизаветы, шесть пали жертвой дворцовых переворотов.
Таким образом, у Шекспира был широкий выбор материала — впрочем, так же, как и у мистера Уитни. Последний высоко оценивает умение Ричарда II сеять раздор среди окружавшей его знати. Он предлагает считать обращение короля Лира со злополучным Кентом «как одно из самых бесчеловечных увольнений во всей истории управления персоналом», спрашивая у студентов своей школы, следовало ли увольнять Фальстафа, и описывая, каким образом опыт Генри IV из первой части помог ему самому усовершенствовать в 1972 году систему супермаркетов Патмарк.
Бывшие студенты мистера Уитни, от основателя dot.com до убеленных сединами чиновников, толпами возвращаются к нему, заявляя, что Шекспир дал им о бизнесе больше знаний, чем что-либо иное. Нелегко лежится голове, увенчанной короной.