Шаг к ренессансу

Поделиться
Ах, как надоело!.. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества? Из письма И.Репина В.Ста...
В.Михальская. Портрет Зои Навроцкой

Ах, как надоело!.. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?

Из письма И.Репина В.Стасову (24 января 1905 г.)

Если я правильно осведомлен относительно перечня мероприятий, которые планируется провести в ознаменование тринадцатой годовщины нашей независимости, — не будет торжеств, связанных с перерезанием ленты в каком-нибудь свеже-аврально построенном дворце искусств или хотя бы в новейшей художественной галерее. В столице Украины неутомимо продуцируются сотни тысяч квадратных метров конторских помещений, которые мгновенно заполняются столами, компьютерами, государственными и негосударственными служащими. Художники и скульпторы за тринадцать лет получили в Киеве от государства ноль новопостроенных экспозиционных площадей. Мало того, заслуженные и народные художники массово начинают чесать свои затылки, поскольку кубические метры мастерских уже стали объектом интереса лиц, изучавших диалектику не по Гегелю и хорошо обученных искусству перегрызания горла ближнему. Разве способны тягаться с ними носители призрачных идей красоты и гармонии? Полагаю, еще есть люди, которые ломают себе голову, пытаясь понять, почему история человечества периодически выдавала какие-то всплески энергии, формировавшие целые когорты гениев. Маловероятно, что причиной «перепроизводства» титанов были вспышки сверхновых звезд или сбои в структуре ДНК. Но факт — лет пятьсот тому назад по какой-то там Флоренции таланты ходили толпами, сталкиваясь друг с другом на ренессансных улицах и площадях. Думаю, объяснение этого явления довольно прозаично — рафаэлей и рембрандтов формирует социальный заказ. Нужны обществу гении — они обязательно появятся. Творческий «котел» из тысяч способных выбросит на кипящую поверхность наиболее выдающихся. Это почти то же самое, что показывает нам современная украинская жизнь: хочет преимущественное большинство граждан водки — пожалуйста, хоть залейся! Чихать преобладающей массе на изыски кисти и бронзовое формотворчество, вот и прозябает искусство в сырых подвалах. Уместно ли сравнивать этиловый спирт и масляные краски? А почему нет? И алкоголь, и высокое искусство — путь к наслаждению. Но поводыри разные. Дьявол более демократичен в общении, а к Богу путь тернист...

В Киевском музее русского искусства открылась экспозиция, посвященная 160-й годовщине со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Впечатления от выставки и радостные — лишний раз есть шанс убедиться, что и под нашим небом способны рождаться гении, и невеселые — так как знаешь: закончится юбилейный год, и большинство работ художника снова залягут в запасники до очередной круглой даты.

Хотя предлагаемых для осмотра ценителями работ немало, печально осознавать, что это — лишь малая часть из невероятно богатого творческого наследия Репина. Обидно, что художника, который вполне заслуженно обязан стоять в когорте великих украинцев рядом с фигурами Николая Гоголя и Тараса Шевченко, мы спокойно и «безвозмездно», как «Одесса—Броды», сдали России. А много ли в нашей современной истории таких неистовых, искренних патриотов, как потомок чугуевских казаков Илья Репин? При случае хочу сделать замечание организаторам выставки: подпись под одной из картин художника переведена на украинский язык не очень точно: Спаситель не призывал сатану идти за собой, а совсем наоборот. Илья Ефимович назвал свою картину «Отойди от меня, сатана!» Вот как описывает этапы работы Репина над этим полотном в своих воспоминаниях Корней Чуковский: «Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство: «Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы». — И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий. — И что же? Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал: «Такая дрянь вышла!» Не верьте столь жестокой самооценке, просто художник слишком высоко ставил планку в своем творчестве.

В Большом зале Союза художников Украины открылась выставка художницы из волынского села Хворостов Валентины Михальской. Насыщенная, разноплановая экспозиция — натюрморты, пейзажи, портреты, выполненные в разнообразных техниках — акварель, карандаш, тушь, монотипия. У Валентины так сложились жизненные обстоятельства, что она не смогла получить серьезное академическое образование. Но настойчивость и неутомимый оптимизм струятся из каждой ее работы. Художница
своей творческой активностью показывает пример людям, которые, имея силу, талант и здоровье, опускают руки и не видят просвета в жизни. Нечасто можно увидеть такое светлое и вдохновенное лицо, как у этой красавицы-женщины, долгие годы прикованной к инвалидному креслу, но творящей радостный мир искусства и мечты.

Саша Прахова. Нет, я не слишком фамильярен, чтобы так обращаться к госпоже Александре. Но поскольку художница так себя величает, пусть так и будет. Ее выставка в галерее «Майстерня» страшно авангардна и даже эксцентрична — надо же и название придумать для нее такое: «Pillow book», что примерно можно перевести как «книга под подушкой». Но Саша без фальшивой скромности говорит: «Я и такое могу себе позволить!» Кстати, еще одно подтверждение, что все в мире связано, — на выставке Репина экспонируется письмо художника к Адриану Прахову. Фамилия Праховых — уже давно пласт украинской культурной элиты.

Сепаратизм наших оазисов культуры иногда создает накладки технического характера. Одновременно в нескольких местах Киева открываются новые выставки. Конечно, это не катастрофа — экспозиции даже удобнее изучать после завершения ритуалов с участием прессы и почетных гостей. Но на профессиональных любителей поднять бокал и глотнуть бутерброд во имя высокого искусства было жалко смотреть — межфуршетные марафоны в тридцатиградусную жару даже закаленный организм воспринимает с трудом. Только открылась выставка старых и новых работ неутомимого Ивана Марчука в галерее «Мистець», как уже надо приобщиться к яркому полуреалистическому, полуабстрактному искусству живописца Николая Евтушенко, выплеснувшемуся на Андреевском спуске в «Галереї, 36». И на Костельной скоро будут праздновать десятилетний юбилей галерейной жизни этой улицы. Разорваться можно. Самым ругательным словом у Репина было «бездарь». Мне такие в июльском Киеве не попались. До ренессанса осталось сделать лишь один шаг — необходимо только, чтобы власть имущие не разминулись с мудростью.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме