Театральная Одесса сосредоточена в пространстве небольшом, не выходящем за рамки исторического центра города. Поэтому не стоит удивляться совпадениям творческих тенденций. Теперь в результате незримых подвижек в сознании как местных, так и заезжих участников театрального процесса, происходит нечто отрадное: с каждой профессиональной либо любительской сцены с одесситами пытаются говорить о любви. И зрителей в залах ощутимо прибавилось.
Тон задала своей постановкой по Оноре де Бальзаку народная артистка Украины Алла Бабенко. Спектакль «Мачеха» на сцене Одесской русской драмы одним ценителям показался попросту скучным, других взволновал, особенно тех, кто усмотрел сходство жизненных коллизий исполнителей с перипетиями сюжета. Одно несомненно - авторы спектакля решились интерпретировать пьесу как историю любви чистой и возвышенной, объект их чувств, Фердинанда Маркандаля (Геннадий Скарга) Алла Григорьевна постаралась всячески развенчать.
Вскоре после того, как «Мачеха» утвердилась в репертуаре, студийный коллектив «Тур де форс», возглавляемый профессиональной актрисой (с недавних пор и режиссером) Натальей Князевой, показал свою пятую по счету постановку - бессмертную комедию Антона Чехова «Медведь». Отнюдь не любительский уровень интерпретации, обаяние юных актеров, в особенности дуэта Руслана Копецкого и Аэлиты Князевой, плясовой финал, когда в одно мгновение упали траурные плюшевые покровы с окон в доме героини и нахально расцвели повсюду подсолнухи - такая счастливая любовь и есть самая настоящая, здоровая, естественная.
Одесская оперетта сделала необыкновенные сборы, поставив мюзикл Джона Кэндера «Кабаре». Зрители хлынули в зал не только ради режиссуры заслуженного артиста Виктора Стрижова, популярного сюжета или балетных сцен, в которых «девочек» из кабаре изображали Борис Борисов и другие великолепные танцовщики театра. Многим хотелось удостовериться, что восходящая звезда оперетты Ольга Оганезова работает на уровне Лайзы Минелли, обессмертившей образ певички Сэлли Боулз. И Ольгу сочли достойной соперницей легендарной актрисы, сумевшей не только чарующим голосом и пластичностью, но и искренностью игры покорять сердца.
Итак, любовь продлевает жизнь. Помнится, она же и дает возможность другим поколениям появиться на свет. Одесский украинский музыкально-драматический театр имени В.Василько в рамках Первого всеукраинского фестиваля современной драматургии представил спектакли по пьесам наших современников - «Осенние цветы» Александры Погребинской, «Тот, кто открывает двери» Неды Нежданой, «Секрет фирмы» Андрея Шишкина и «На краю подводного неба» Сергея Щученко. В сюжете каждой пьесы больше мотивов неудачного решения проблемы материнства, нежели любовных переживаний. А в «Осенних цветах» (режиссура Владимира Туманова) и вовсе речь идет не столько «о любови», сколько «про это».
После напряженных, психологических, выверенных диалогов влюбленные пары то и дело исполняют псевдоэротические балетные сцены, впрочем, без особых раздеваний. Но то, что уместно в обстановке ночного клуба, в театральном зале выглядит попросту смешно. В тонкости отношений между героями зрителей все равно не посвятили, зато дали понять, какие позы каждый предпочитает.
Отличались театральный лицей и театр-студия «Встреча». И неважно, что большинство зрителей проникают на эти спектакли бесплатно, зато каждый выходит из зала с пониманием: такое искусство дорогого стоит. Чистота украинского языка, на котором играют лицеисты Таня Жекова, Саша Кудренко, Таня Минкина, Женя Баль и другие, радует душу и, разумеется, слух. Постановщик «На первое гулянье» Александр Онищенко - недавний выпускник театрального лицея. Коллектив «Встреча» возглавляет профессиональный режиссер Виктор Рыбченко, актеры здесь высококультурны и опытны. Поэтому и «замахнулись» они на Стоппарда, создав философскую драму в двух действиях. Лидирует в «Смерти стрекоз» дуэт Виктора Пипы (Гильденстерн) и Николая Данилюка (Розенкранц). Уже представленный театралам спектакль проходит этап доработки, в результате которого появится новый, будем надеяться, улучшенный вариант.
Может быть, студийные коллективы и в самом деле относятся к театральному искусству с большей любовью, чем их собратья из официальных театров? Эта грустная мысль, возникшая в разгаре сезона, улетучилась после этапной премьеры, которой порадовал русский драматический театр имени А.Иванова. Давно не приходилось видеть постановку, столь сосредоточенную на теме любви. «Великой любви», - поправляет режиссер спектакля «Последний Дон Жуан», москвич Михаил Горевой, известный своми актерскими работами и резонансной антрепризной постановкой по Стейнбеку «О мышах и людях». В его интерпретации двадцатидвухлетняя пьеса Эдварда Радзинского «Окончание Дон Жуана» стала поводом для самого настоящего праздника на одесской сцене. У спектакля есть как восторженные поклонники, так и злостные хулители (последних неизмеримо меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, что и в наше время театр способен не оставить публику равнодушной.
Два актерских состава представляют два достаточно разных спектакля. И в самом деле, взять хотя бы извечный дуэт Дон Жуана и Лепорелло. Геннадий Скарга и Александр Суворов с молодой энергией и задором заставляют вспомнить в иные моменты о золотом веке «комедии плаща и шпаги». Заслуженные артисты Виктор Пименов и Олег Школьник тянут за собой шлейф своего опыта, злободневные ассоциации. Авторы спектакля и аудитория отрешаются от жизненной шелухи, именуемой бытом, невзгодами, чтобы заглянуть в свою душу, поразмышлять о любви.
Многомерность пьесы Радзинского вполне достойна высокой задачи, поставленной драматургом, как-никак, ведомого Дон Жуаном в один ряд с Тирсо де Молина, Мольером, Пушкиным и Лесей Украинкой. Режиссер Горевой несколько снивелировал тяжеловатость и многословие пьесы, разбавляя диалоги блестящими репризами «мейерхольдовых арапчат», артистов балета (их театр одолжил у Одесской музкомедии) Бориса Борисова и Александра Бирюкова. Арлекины, корыстные санитары «Скорой помощи», милиционеры патрульной службы, испанские танцовщицы, персонажи корриды - в таких ипостасях они управляются с занавесом, комментируют действие, участвуют в нем, апеллируют к мнению зрителя, появляясь в зале.
Трагифарс (а именно в таком жанре заявлена постановка) впустил в себя современные ритмы и вечные проблемы, святое и грешное. Жаль, что женские роли так и остались в спектакле служебными.
Между тем сезон любви на одесских сценах не подошел к концу. Тенденция налицо, итожить что-либо преждевременно, зато радоваться одесские почитатели театрального искусства уже начали с полным на то основанием.