Васса Железнова — Людмила Плетенецкая |
Так, Людмила Плетенецкая (Васса Железнова) играла суровую купчиху с характерными интонациями и жестами и тяжелой, семипудовой речью — правда, обиженную судьбой, но готовую этой судьбе противодействовать. А вокруг нее, как цыплята возле курицы, копошились все остальные: распутный братец Прохор (несомненная актерская удача Александра Прищепы), преступный муж Сергей (Артем Алексин), дочери Наталья и Людмила — Анна Кузина и Анна Рыбак — и прочие чада и домочадцы. Дом Железновых—Храповых, в отличие от дома Ашеров из рассказа Эдгара По, падал медленно, но падение его было не менее страшным. Первый вариант «Вассы Железновой» был назван Горьким «Мать», и в даховской постановке именно мать, Васса, скрепляла собой готовый разрушиться дом. И ее смерть неминуемо влекла за собой катастрофу.
«Васса Железнова» поставлена В.Оглоблиным в традициях старого доброго психологического театра. И именно это придает спектаклю некую добротность, внушительность — он, в отличие от многих хилых авангардных постановок, кажется сработанным на славу — без дыр и прорех. Тщательно отработаны купеческие интонации Вассы, вплоть до фонетической огласовки ее речи и мельчайших деталей поведения — устами героини должен говорить мир миллионщиков, предпринимателей, хозяев. Правда, убедительности образа несколько мешает молодость актрисы и ее слишком мягкие для купчихи Железновой черты лица, но в «Дахе» почти все актеры молодые, и им часто приходится играть людей зрелого возраста, если не стариков. Конечно, иногда это выглядит несколько странно, и зрителям приходится терпеть некоторые неудобства, но в молодом — по составу труппы — театре к этому приходится привыкать.
Даховская постановка держалась на двух китах — Вассе (Людмиле Плетенецкой) и Прохоре (Александре Прищепе). Революционерка Рашель (Елена Кушнырева), которая должна была идеологически противостоять Вассе, выглядела слишком мягкой и трогательной для такого соперничества. Конечно, сейчас мы не можем без улыбки воспринимать пламенные тирады этой героини о рабочем классе и революции, но в интерпретации Елены Кушныревой из образа Рашели исчезла вся та жесткость и фанатичность, которая должна была в нем присутствовать. В результате зрители увидели не радикально настроенную сеятельницу смуты, а нежную тургеневскую барышню, произносящую совсем к ней не идущие речи. Жесткой и резкой была Наталья (Анна Кузина), и она гораздо больше годилась в революционерки, чем Рашель.
Александр Прищепа (Прохор) — один из ведущих актеров «Даха», и в этой постановке он, а не Рашель, противостоит сестре. В самом деле, бог Вассы — хозяйство, бог Прохора — вино. Но в целом Васса и Прохор — две стороны одной медали, только Васса олицетворяет купеческую домовитость, а Прохор — купеческое буйство. Собственно говоря, буйство, переросшее в преступление, и разрушает дом Железновых—Храповых, и Прохор—Прищепа в халате и с бокалом вина в руке выглядит большим разрушителем, чем идеолог разрушения — Рашель.
В самом деле, время внесло в пьесу свои коррективы — ведь мир хозяев и предпринимателей, которых нам, в наше бесхозяйственное время, так не хватает, погиб не из-за подобных Рашель революционеров, вернее, не они стали первопричиной гибели. Этот мир разрушила его же изнанка — купеческий буйный нрав. Понятно, что после смерти Вассы Прохор — опекун над ее несовершеннолетними детьми — пустит все прахом, так что никакой революции не понадобится. А когда Рашель наконец пожнет посеянную смуту, ей достанутся лишь развалины опустошенного роком дома. Но, возвращаясь к строкам Гиппиус, этого бы не произошло, если бы герои выбрали себе другого хозяина. Ведь если в хозяевах у тебя рок, а не провидение, ничего хорошего ждать не приходится.
«Вассой Железновой» «Дах» открыл новый театральный сезон. Одновременно было объявлено о наборе в бесплатную актерскую школу при центре. Сейчас художественный руководитель «Даха» Владислав Троицкий ждет своих новых питомцев. А мы ждем от них, как и от нынешних даховских актеров, достойных премьер.