Таким собранием картин может похвастать не всякий город с миллионным населением, а уж о небольших и говорить не приходится, а тут в селе и... такое чудо — работы Поля Гогена, Пабло Пикассо, Ильи Репина, Тараса Шевченко...
Примерно в 100 километрах от Харькова в старинном украинском селе Пархомовка, основанном в 70-х годах XVII века, разместился Пархомовский историко-художественный музей. Открыт он в 1955 году по инициативе учителя истории, ценителя старинной культуры и искусства Афанасия Лунева. Идею Афанасия Федоровича — создать школьную картинную галерею — горячо поддержали школьники. Музей создавали без каких либо технических средств: не было рамок, оборудования, стекла. Все нужно было мастерить, переделывать из старого. Луневу приходилось учиться самому и учить ребят. Сельский совет выделил под музей старинный дом, построенный в 80-х годах ХVIII века. Ребята проявили много увлеченности, энергии. Собрали все «музейное» или то, что казалось им таковым: картины, монеты, медали, изделия керамики, вышитые полотенца, старинную одежду, украшения, домашнюю утварь, старинные книги, иконы. Это была целая эпопея, полная радостных, трогательных, а порой и смешных эпизодов. Вот как вспоминает об этом периоде сам Лунев:
— Мы буквально перерыли все окрестные села, заглянули в бабушкины сундуки, на чердаки, Многие жители села сами приносили нам вещи, которые, по их мнению, могли стать музейным экспонатом. Далеко не все собранное представляло интерес и имело художественно-историческую ценность, но в потоке находок нам удалось найти настоящие шедевры. Жители Пархомовки и окрестных сел в дар музею передали две акварели А.Иванова, его этюд «Голова старца» к картине «Явление Христа народу», несколько кавказских пейзажей Н.Ярошенко, натюрморт В.Серова, два пейзажа А.Калама, картину Якоба Рейсдали «Пейзаж с горной рекой и хижиной», «Портрет В.А.Харитоненко» работы И.Репина, пейзаж С.Васильковского «На закате», картину Ораса Верне «Перед боем» и другие.
В Пархомовке школьники нашли несколько образцов украинской иконописи ХVIII века.
Поддержали ребят и харьковские художники, передав в дар музею более 70 живописных и графических работ, которые и стали основой музея.
А.Лунев и его ученики установили личные контакты и завели переписку со многими художниками Москвы, Украины, Армении: К.Юоном, И.Ижакевичем, С.Коненковым, В.Фаворским, М.Сарьяном, Е.Вучетичем, Б.Пророковым, Ю.Пименовым и другими.
Большую помощь в пополнении музея оказали Государственный музей изобразительного искусства им.Пушкина, Эрмитаж, музей Московского Кремля. Художники дарили не только свои, но и работы друзей. К примеру, Фаворский рассылал свои гравюры по многим странам мира, а в обмен художники присылали свои работы — все это он дарил музею.
Сегодня в музее около 5 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного и прикладного искусства.
Есть небольшая археологическая коллекция, собранная в Краснокутском и Богодуховском районах. Это памятники культуры каменного и бронзового века: грубые ручные рубила, тщательно обработанные каменные топоры и молотки, бронзовые серпы. Обращает на себя внимание стилизованное изображение мужской головы из камня — самый древний памятник искусства в музее. Есть скифские наконечники для стрел, кинжал, нож, украшения для сбруи.
Много экспозиций этнографического характера: одежда, орудия труда. Поражают богатством фантазии вышивки рушников.
Есть экспозиция древнерусского искусства. Здесь можно увидеть изделия мастеров Киевской Руси: иконы из металла с перегородчатой эмалью, бронзовые украшения. Интересны памятники книжного искусства и культуры — «Евангелие», изданное Иваном Федоровым во Львове, и «Евангелие» начала ХVII века с окладом чеканной работы, Живопись представлена иконами ХV — ХVIII веков, особенно выделяются иконы «Архангел Михаил» и «Святой князь Глеб» (ХVII век).
Обращают на себя внимание картины «Портрет мальчика» И.Аргунова, «Монах со свечой» В.Тропинина, «Портрет незнакомки» О.Кипренского. В экспозиции — этюды К.Брюллова, картины И.Айвазовского, этюды И.Шишкина «Полдень», «Парк Лаваль», пейзажи И.Левитана «После дождя», «Ручей», чудесный натюрморт В.Серова «Фрукты». Глубоким психологизмом отмечен «Портрет В.Харитоненко» работы И.Репина, полны лирики пейзажи К.Княжицкого, навевают тихую грусть пейзаж С.Васильковского «На закате», буйство красок в портрете Ф.Малявина «Крестьянка в красном». Есть подарки Ильи Глазунова «Портрет Герберта Уэльса» и «Портрет Дмитрия Пожарского». Особо ценят в музее картины Казимира Малевича. В Пархомовке помнят его худеньким любознательным мальчиком — здесь он учился в школе, делал свои первые творческие шаги.
В числе лучших графических работ — карандашные рисунки Т.Шевченко «Заброшенная мельница» и «Хуторок». Здесь же рисунок И.Шишкина «Сосны», «Верхушки сосен», гравюра «Бурелом», офорты В.Матэ (портреты художника И.Шишкина и А.Боголюбова), гравюра Н.Уткина «Портрет А.В.Суворова», иллюстрации А.Серова к басням И.Крылова.
Из скульптурных произведений привлекает внимание портрет девочки «Ниночка» (мрамор) С.Коненкова. В коллекции прикладного искусства особо интересны образцы фарфоровых изделий ХVIII века заводов Гарднера.
Представлены творческие работы мастера гравюр В.Фаворского (иллюстрации к «Слову о полку Игореве»), линогравюра «Птицы прилетают».
Есть здесь и рисунки Кукрыниксов.
В музее хранятся полотна французских художников О.Верне («Перед боем»), К.Писарро («Весна»), О.Ренуара (этюд «На бале»), П.Гогена (этюд «Пальмы»), П.Сезанна (этюд «Натюрморт со стулом»), А.Матисса («Цыганка) и другие. Среди интересных экспонатов подарок И.Эренбурга — рисунок П.Пикассо «Голубь с оливковой веткой».
Итальянское искусство представлено в основном копиями с картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана. Из подлинных произведений следует отметить «Мадонну» неизвестного художника ХVI века и гравюру Д.Пиронези «Вид Рима».
Гордость музея — офорты великого голландского живописца Рембранта «Портрет Я.Сикса» и «Портрет раввина». В экспозиции есть картины Ф.Боля, ученика Рембранта — «Портрет девочки» и «Иосиф рассказывает сны», здесь же работа неизвестного художника «Положение во гроб» и полотно Я.Рейсдали «Пейзаж с водопадом». Очень интересна картина испанского художника Б.Е.Мурильо «Кающаяся Магдалина».
Интересен скульптурный портрет «Нефертити» (слепок), переданный в дар сельскому музею Берлинским художественным музеем.
В течение 35 лет этот музей был просто школьным, работал на общественных началах. Его обслуживали ученики 7—10-х классов: проводили экскурсии, ездили за экспонатами. И только в 1986 году галерея стала государственной — отделом Харьковского художественного музея. За год музей принимает более 10 тысяч посетителей, в прошлом году было уже 16 тысяч человек. Пархомовский музей — это уникальное собрание произведений живописи, графики, скульптуры. Не без основания его называют малым сельским Эрмитажем.