«СЕБЯ СВЯЗЫВАЮ ИМЕННО С УКРАИНОЙ!»

10 мая, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 10 мая-17 мая 2002г.
Отправить
Отправить

Богдана Пивненко, по оценкам музыковедов, одна из самых ярких молодых скрипачей Украины. Богдана — лауреат многих международных конкурсов, стипендиат программы «Новые имена Украины»...

Богдана Пивненко
Богдана Пивненко
Богдана Пивненко

Богдана Пивненко, по оценкам музыковедов, одна из самых ярких молодых скрипачей Украины. Богдана — лауреат многих международных конкурсов, стипендиат программы «Новые имена Украины». С прошлого года работает преподавателем в Национальной консерватории Украины. Известные украинские композиторы пишут концерты, рассчитывая, что с премьерой будет выступать именно 25-летняя Богдана!

— Богдана, в твоей автобиографии перечислены составные школы творческого мастерства. Это обучение в музыкальной школе Харькова в классе профессора Федотовой, потом в мастер-классе профессора Богодара Которовича, в Киевской школе имени Н.Лысенко, в Национальной музыкальной академии Украины. Но школа мастерства — это сама жизнь. Вспомни, пожалуйста, моменты, от которых зависело твое становление как музыканта!

— Было несколько таких моментов. Однажды мы с мамой шли мимо Дома учителя и заметили объявление о наборе в студию игры на фортепиано и скрипке. Выбрали скрипку из-за того, что ее было легче приобрести (смеется).

Вторым таким моментом стал мой первый конкурс в Кишиневе. Богодар Антонович Которович дает своим ученикам такую внутреннюю установку: ты сам должен доказать, что стоишь того, чтобы на тебя тратить время, усилия. Да, Кишиневский конкурс был для меня экзаменом перед самой собой — должна была доказать прежде всего себе, что могу больше, чем просто учиться в консерватории. После того конкурса я начала работать в оркестре Богодара Которовича — в государственном камерном ансамбле «Киевские солисты». Долго была самой молодой среди музыкантов ансамбля.

Третьим переломным моментом для себя считаю конкурс им. Лысенко, где я получила вторую премию и звание лауреата. После него состоялась переоценка ценностей, изменились критерии, появились новые горизонты.

— Полгода назад ты стала участником Филармонии наций, которой руководит известный дирижер, пианист из Германии Юстас Франц. Вспомни, как все начиналось — каким был отборочный конкурс в Киеве?

— Все произошло совершенно случайно! В прошлом году в апреле состоялось несколько моих собственных концертов в Германии — не очень значительных, но достаточно полезных. После этих выступлений по возвращении в Киев я была в хорошей форме. Все знакомые пошли на тот конкурс, я решила тоже попробовать себя. Никогда не принимала участия в подобных конкурсах — просто не было в этом необходимости: когда-то заиграла и сразу же попала в состав «Киевских солистов», чем была очень довольна. Пришла, отыграла тур и узнала, что меня берут.

— Филармония наций состоит из музыкантов больше 40 стран мира. Этот оркестр регулярно с 1996 года организовывает мировые турне под названием Davidoff Friendship Tour. А несколько лет назад и Украина стала составной частью турне. Богдана, расскажи, пожалуйста, о своем опыте сотрудничества с филармонией. Что происходит за «кулисами» праздника музыки? Каковы условия работы там?

— Мне было чрезвычайно интересно сравнить требования к труду в разных оркестрах. В Филармонии наций нужно работать намного больше: репетиции могут длиться и 12 часов. Программа делается очень быстро и очень качественно. Потом начинаются турне, во время которых больше концертных залов, чем городов.

По моему мнению, там сложилась очень «хитрая» система сотрудничества с музыкантами: контракты не подписываются, а выдаются рабочие визы, скажем, на год. Заранее готовится определенное количество туров — на каждое турне заключают соглашение с каждым музыкантом. Но в любую минуту администрация имеет право прервать это соглашение, если другой музыкант понравится больше.

— Недавно у меня была беседа-интервью с выдающимся скрипачом, владельцем Страдивари, эмигрировавшим из Советского Союза в Австрию 20 лет назад, — Борисом Кушниром. Он утверждал, что сейчас даже очень хорошему музыканту с постсоветского пространства тяжело найти достойную работу на постоянной основе за границей. Он подчеркнул, что эмиграция творческих людей не будет набирать оборотов, в отличие от времен «холодной войны» и существования «железного занавеса», ведь, как это ни странно, едва только открыли дорогу на Запад, как сам Запад начал эту дорогу перекрывать! Прокомментируй, пожалуйста, эту мысль Бориса Кушнира. И не возникало ли у тебя желания остаться и работать за границей.

— Желания остаться там у меня не возникало! Я посмотрела на людей, ставших эмигрантами или собирающихся ими стать, — они не выглядят счастливыми. Они навсегда остаются эмигрантами! Я не знаю, как в других профессиях, а музыкантам почти невозможно получить хорошую постоянную работу. Все они бегают преимущественно по халтурам, чтобы заработать себе на жизнь.

Разумеется, в Украине уровень жизни, быта намного ниже, чем там... Тем не менее я убеждена, что можно хорошо реализовать себя на Родине, если хватит сил. А если здесь, несмотря на все обстоятельства, ты не можешь себя реализовать, то и там едва ли сможешь себя найти.

Слава Богу, у нас сейчас есть возможность жить здесь и выезжать на стажировку, временную работу за границу — получать там бесценный новый опыт. Например, в октябре прошлого года «Киевские солисты» гастролировали в Японии, из-за чего я сознательно пропустила один тур у Юстаса с Филармонией наций.

Хочу подчеркнуть, что самой важной для меня является работа в Киеве, в Украине! Особое значение для меня имеет труд в оркестре «Киевские солисты» под руководством Богодара Которовича, работа преподавателем в альма-матер — Национальной музыкальной академии Украины, а также мое сотрудничество как солистки с оркестром «Киевская камерата», дирижером которой является Валерий Матюхин, и другими украинскими коллективами. Я связываю себя именно с Украиной, с работой здесь, нельзя, чтобы все уезжали, убегали отсюда.

— Сейчас ты работаешь также в сфере современной украинской классики. Современные украинские композиторы пишут концерты, рассчитывая, что с премьерой будешь выступать именно ты. Что стало импульсом к такому сотрудничеству?

— Меня пригласили принять участие в фестивале «Киев Музик Фест», где звучат премьеры современной классической музыки. Я исполнила произведение Александра Левковича, украинского композитора, проживающего сейчас в Канаде. Именно с этого события, принесшего мне успех, началась моя заинтересованность современной классикой. Меня начали приглашать на премьеры. Недавно состоялась запись симфонии Евгения Станковича для скрипки с оркестром.

— А какую ты поставила себе мегазадачу?

— Мегапланы существуют, тем не менее у них нет еще четкой формы. Придет время, когда я с готовностью о них расскажу!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК