"Ще як були ми козаками"

27 октября, 2017, 17:43 Распечатать Выпуск №40, 28 октября-3 ноября

Обыденность, в которой рождались, жили и воевали казаки, можно воссоздать только "в целом", как настоящую вещь в себе. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Несколько столичных выставок раскрывают современникам блеск и красоту украинской казацкой эпохи. 

О славных временах казачества у многих представления по книгам: Гоголь, Яворницкий… По некоторым фильмам, естественно. Но казацкий образ жизни – это еще и музыка, и изобразительное искусство. Чтобы понимать и ощущать ту эпоху, нужно знать историю материальной культуры. 

Одним из центров изучения украинского казачества в Украине остается Хортица. Но если ты живешь не в Запорожье, а пусть даже в Киеве, наглядное знакомство с материальной культурой украинского Средневековья — Нового времени все еще представляет собой заметную проблему. 

В столице кое-что можно увидеть в достаточно академичной экспозиции НМИУ. 

В Национальном художественном музее в постоянной экспозиции есть знаменитая коллекция барочных икон и представлены отдельные портреты, вроде портрета лубенского полковника Григория Михайловича Гамалии, созданного в конце XVII в. неизвестным художником. 

В фондах киевского Государственного архива-музея литературы и искусства Украины хранится эпистолярий и множество исторических документов (по понятным причинам, неспециалистам они доступны исключительно во время выставок). 

История украинского казачества "раскидана" по разным музеям. А блеск, шик, пестрота, избыточность помпезность эпохи украинского барокко, сам по себе ее героический "дух", о котором говорят и пишут, в музеях почти не ощущается. 

321_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

Он не может быть воссоздан по частям. Обыденность, в которой рождались, жили и воевали казаки, можно воссоздать только "в целом", как настоящую вещь в себе. 

В Национальном заповеднике "София Киевская" недавно презентована "Козацька Покрова" — выставка казацкого холодного оружия и артефактов из знаменитой оружейной коллекции Александра Фельдмана (будет работать до 15 января 2018 г.) В МВЦ "Музей истории Киева" — "Щоб зберегти на всі віки скарби козацької доби!", экспозиция отреставрированных артефактов. 

Экспозиция в Софии занимает один небольшой зал в "Хлебне". И выглядит как ряд застекленных стеллажей, с саблями, кинжалами и пр. внутри. 

Каждый артефакт сопровождает этикетка с лаконичной надписью, вроде: "Пернач. Україна (або Річ Посполита). XVII ст. Сталь, дерево, шкіра. Довжина 54,5 см". 

Совсем обидноь когда после шкафов с саблями, ятаганами, кинжалами, ни один из этих предметов не снизошел до "разговора" о себе с тобой, неспециалистом. Подходишь к стенду с перстнями-печатками казацкой старшины. Выложены серебряные артефакты точно как на витрине ювелирной лавки — плотными рядами. Но, в отличие от ювелиров, здесь забыли о подсветке.

321_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Рассмотреть гербы на навершиях перстней крайне сложно. А угадать, кто были их хозяева, невозможно в принципе. Как бы там ни было, а само по себе казацкое оружие — завораживает. "Дизайн — совершенный", — сказали бы современные дизайнеры. И долго размышляли бы о сходстве и разнице "менталитетов" турок, украинцев, поляков, судя по их идеальным в своих пропорциях стальным "братьям". 

Оружие, и не менее прекрасное, есть и на реставраторской межмузейной выставке "Щоб зберегти на всі віки скарби козацької доби!" в Музее истории Киева. Но чего же там только нет еще, помимо сабель? Разве что шансов заскучать для зрителей. 

Для участия в суперпроекте объединились более 30 ведущих музеев Украины. Включая и все упомянутые нами выше. Поначалу, их общая экспозиция напоминает просто пещеру Аладдина, набитую сокровищами. Но когда чуть привыкаешь — жалеешь, что нельзя поселиться в музее. И час за часом, день за днем рассматривать каждый предмет, каждую ложку, плошку, картину, "бумагу", книгу. Чтобы хорошенько запомнить, "как эти люди жили". 

Один из наиболее ценных экспонатов выставки в МВЦ "Музей истории Киева" — пожалуй, "Острожская Библия" из фондов Пирогова. Но разве можно сказать, что отреставрированный офорт Т.Г.Шевченко "Дары в Чигирине 1649 года" из коллекции Национального музея Т.Г.Шевченко менее ценен? 

А в какие суммы прикажете оценить портсигар самого Ивана Котляревского с нарисованным на крышке молодым Мазепой, привязанным к коню?

Коллекция Мазепы на выставке — фантастична. Тут и литографии XIX в. "Мазепу привязывают к коню" и "Мазепа мстит за себя графу Палатину" из коллекции НМИУ. 

И прямо-таки эротический шедевр (из частной коллекции) "Мазепа в окружении диких коней" Вильгельма Иоганна Наля (1803–1880). Где молодой, сложенный как древнегреческий бог Мазепа, обнаженный и израненный, пытается освободиться от уз, которыми привязан к упавшему коню. 

321_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

Еще в экспозиции есть письма современников и гетманские универсалы. Самым любопытным, благодаря содержанию сообщения, а не его исторической ценности, можно назвать данный Иваном Брюховецким на владение собственноручно выстроенным млином "товарищу" Глуховской сотни.

Фантастической красоты аутентичные ткани, включая драгоценную парчу, соседствуют с многочисленными иконами, портретами гетманов (из коллекции НХМУ), деревянными резными статуями, церковной утварью, резными сундуками-"скрынями", драгоценной и подешевле аутентичной посудой.

Одним из самих броских артефактов выставки, по мнению посетителей, стала удивительной красоты казацкая хоругвь XVII в., растянутая на оленьих рогах, с изображением покровителя охотников святого великомученика Евстафия Плакиды (Кировоградский обласной художественный музей).

321_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Практически каждый артефакт в "Щоб зберегти на всі віки скарби козацької доби!" сопровождает подробный текстовой комментарий. На этикетках (у некоторых экспонатов они, правда, отсутствуют) есть подробная информация о самом предмете, о времени и обстоятельствах его создания. Плюс — фото "до" реставрации. Бордового цвета паспарту, каждое размером с хороший лайтбокс, содержат не только подробно описанную историю конкретных работ — но и рассказ с фото о разных этапах реставрации. 

Таким образом, зритель словно "сам" наблюдает за работой реставраторов. Что, между прочим, сегодня — самый писк моды: лично наблюдать за возрождением шедевров. 

Тех самых, которые вот-вот — и снова разъедутся по своим музейным фондам в разные концы Украины. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно