Галина Кириленко-Баранникова |
Может, в жизни на нашей Земле самый большой успех имеют фальшь и условность, а может, нужно просто совпадение счастливых обстоятельств, лишь бы наши усилия достигли цели?
Из письма Поля Сезанна сыну. 1906 год.
Возможно, это желание похоже на коммерческую идею Остапа Бендера, который додумался брать деньги за созерцание знаменитого Провала в Пятигорске, но, честное слово, мысли у меня сложились буква в букву, как у Ильфа и Петрова: «Удивительное дело, — размышлял Остап, — как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение». Если бы на Дне Киева, традиционно завершающем май в столице, на входе-выходе на Андреевский спуск установить метрополитеновские турникеты, то толпы рвущихся туда, будто футбольные фанаты, ценителей искусства моментально наполнили бы вечно пустующую казну расходов на культуру. И пока хитрые чиновники не превратили гривни в блестящие лимузины и загородные виллы — вложить средства в построение супермодерной галереи. А то выиграет, чего доброго, какой художник или скульптор арт-аналог музыкального фестиваля — куда тогда гостей заморских девать? Снова голова распухнет у функционеров от культуры. Ну, это все, конечно, фантазии, химеры — грех забрасывать такие идеи, вдруг придешь солнечным выходным к оазису культуры, а там — шлагбаум и тетка с наганом в застекленной будке сидит. Смех смехом, а работники галерей на улице Костельной с тревогой выглядывают из окошек своих полуподвалов — серьезные люди с твердым взглядом бульдога уже пощелкали на калькуляторах и подсчитали: негоже в таких престижных местах заниматься такими малорентабельными вещами, как искусство.
Но в отчаяние впадать еще рано. В галерее «Акварель» дарит наслаждение живопись Галины Кириленко-Баранниковой. Хорошие натюрморты, ловкие пейзажи. Приятно, что удачно выбранная в свое время база для Союза художников Украины — Седнив на Черниговщине — многим художникам дарит вдохновение.
Но иногда в выставочных залах можно услышать о перспективах не только туманных и упадочнических. На давно ожидаемой и прекрасной выставке харьковского художника Александра Судакова «Портрет земли», кроме искренних поздравлений с присвоением художнику звания заслуженного художника Украины и не менее искренних слов о его живописи, присутствующие узнали и еще одну приятную новость. Ученый и меценат, директор Харьковского института сцинтилляционных материалов Борис Гринёв сообщил, что, воодушевленный мастерством Александра Судакова и пораженный возможностями темперы, он планирует впервые в Украине организовать производство этой краски. Надеюсь, что это не является разглашением коммерческой тайны, но очень хочется чем-то порадовать художников, расходующих бешеные деньги на импортируемые материалы, да и не всегда гарантированного качества.
Кстати, еще о красках. Мне пришлось видеть вещи просто ужасные на модном нынче шоу так называемого боди-арта, то есть раскрашивание голых тел, с претензией, конечно, на высокое искусство. Шокировала меня совсем не моральная составная этого действа, а то, что девочек, будто забор, разрисовывали обычным помазком, который погружали в обычные жестянки, купленные в магазине химтоваров для строительства. Неужели им не известна печальная история актрисы Марлен Дитрих, которая настолько любила свои ножки, что покрыла их позолотой и чуть ли не отдала после этого Богу душу. Да есть и настоящие художники, считающие, что лучшего фона для живописи, чем человеческое тело, не найти. Нет, это не последователи туземцев, которые покрыли по уши татуировками бедного Паганеля. И даже не кутюрье, мастера ножниц и игл. Профессиональный художник Юлия Сердюк при поддержке арт-студии «Перфоменс», возглавляемой Анной Лаврехой в Центре развития моды, презентовала свою живопись по шелку, льну, котону, что является органической частью моделей женской одежды. Изысканно и со вкусом. Впрочем, примеры удачных разработок одежды выдающимися художниками не единичны в истории искусства. Вспомните Васнецова, Бакста, Родченко.
Живопись киевлянина Юрия Яновича, которая демонстрировалась в галерее «Тадзио», целиком может служить иллюстративным материалом для книги по каллиграфике, тексты непонятны, как восточные письмена, но безусловно сделаны рукой мастера. Впрочем, и натюрморты и пейзажи тоже легкие и каллиграфические.
Запах и сны Востока ощущаются и в галерее L.Art. Трепетная живопись и почти образцовый академический рисунок карандашом Сергея Лыкова.
Вести из Парижа. Чрезвычайный интерес вызывала выставка «Современное декоративное искусство Украины», приглашенная в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Достичь успеха в Мекке искусств — дело очень сложное. Но плод многолетнего труда Зои Чегусовой штурмует высоты. Знай наших!