«С Запада на Восток» — именно так называется одна из внеконкурсных программ карловарского фестиваля. Я вынес это название в заголовок, так как именно оно определяет уникальность этого кинособытия. Благодаря своему географическому расположению, а так же многолетней концепции, знаменитый чешский курорт утвердился в качестве ежегодного места встречи кинематографистов Запада и Восточной Европы.
Фестиваль в Карловых Варах один из самых старых в мире, фактически уступая «в возрасте» лишь Венеции и Каннам. А начиналось все еще в 1946 году в соседнем курорте Марианских Лазнях (знаменитый Мариенбад), но уже с 1950 года фестиваль прочно обосновался в Карловых Варах (кстати, также часто по старинке именуемыми Карлсбадом). Фестиваль проводился ежегодно, пока не начались соцлагерные игры. Москва пожелала иметь свой международный форум, и чехов обязали проводить карловарский смотр раз в два года, чередуясь с московским. С тех пор бытовал мой любимый анекдот, не утративший актуальности и сегодня: «На съезде компартий социалистического содружества Чехословакия объявила об организации у себя министерства морского флота. — Зачем? — завопили советские представители, — у вас же нет моря! — Но у вас же есть министерство культуры, — парировали чехи».
Культура начинается с быта. Первое, что поражает в Карловых Варах, это поразительная чистота. Вы видели Крещатик во время массовых гуляний в Киеве? В Карловы Вары во время фестиваля съезжается невероятное количество молодежи, но мусорной вакханалии вы здесь не увидите. Убирают! Да и не сорят. Даже толпы русскоязычных отдыхающих подчиняются общей тенденции.
Ну а сам кинофестиваль, полностью оккупировав город, прочно утвердился в иерархии мировых смотров. Не сразу, годы перестройки дались непросто. Отказаться от совковых идеологий, вроде приза «За изображение труда», «Дружбы между народами» и т.п. было значительно легче, чем создать новую концепцию, преодолев попутно кризис чешской кинематографии и финансовые трудности. Тут еще на каком-то этапе возник кинофестиваль-однодневка в Праге, который на год даже отнял у Карловых Вар категорию «А». В Праге благополучно погуляли и поделили деньги, и тамошний кинофестиваль канул в Лету. А в Карловых Варах планомерно работала команда во главе с «радителькой» — художественным руководителем, эрудитом Эвой Заораловой. И если на Московском МКФ с каждым провалом лихорадочно меняли дирекцию и структуру просмотра, чешский кинофорум с каждым годом становился все более стабильным. Стремительно развивающаяся сеть кинопроката позволила привлечь постоянных и мощных спонсоров. Финансовая уверенность привела к организационному совершенству. Фестиваль сегодня работает как единый механизм — от пресс-центра до транспортной службы. Кроме того, упомянутый вектор восток-запад привлекает на популярный курорт продюсеров и дистрибьюторов из всей Европы. И, конечно, зрители. Залы переполнены практически на всех просмотрах. Преобладает молодежь, их лица и реакция вселяют надежду, что у нового поколения есть будущее.
И все-таки, главное на каждом фестивале — это кинопрограмма. И, в первую очередь, конкурсная. От компетентных отборщиков, конечно, зависит формирование вкусов и приоритетов, но кинофестивали лишь отображают текущий кинопроцесс — его поиски, удачи или провалы. Вспоминая Берлинский и Каннский фестивали, можно констатировать, что этот киногод не принес подлинных открытий. А два упомянутых кинособытия и предстоящая Венеция собирают все сливки — лучшие фильмы знаменитых мэтров и дерзких дебютантов. В этом плане Карловым Варам конкурировать с грандами стран мощных киноиндустрий очень сложно. Ведь категория «А» обязывает соблюдать право первой ночи, т.е. в конкурсе могут принимать участие только фильмы, которые до этого не принимали участия в программах других фестивалей. А хороших фильмов сегодня явно меньше, чем престижных фестивалей. Восемнадцать картин из семнадцати стран, представленных на конкурсе в Карловых Варах этого года, держали уровень среднестатистического профессионального кино, не более. Явного лидера, вроде победителя прошлого года «Амели», не было. Жюри, возглавляемому замечательным французским актером и режиссером Жаном-Марком Барром, было нелегко определить фаворита. В результате, главный приз достался одному из самых талантливых чешских режиссеров нового поколения Карелу Зеленке за его третий фильм «Год дьявола». Пару лет назад зрители киевской «Молодости» имели возможность оценить его предыдущую работу «Коллекционеры пуговиц», которая мне понравилась больше чем новый фильм. Тем не менее «Год дьявола» — изящная мистификация псевдодокумента из жизни идола современной чешской культуры барда Яромира Нохавица и группы «Чехомор». Остроумно, дерзко, но, думаю, лучшие фильмы 35-летнего Карла Зеленки еще впереди. Других наград были удостоены «Нигде в Африке» (Германия) Каролины Линк, «Смех грешницы» (Исландия) Агуста Гудмундссона, «Халед» (Канада) Асгара Массомбаги, «Не плачь» (Корея) Мин Бугхуна и «Испанский постоялый двор» (Франция) Седрика Клапиша. Последний фильм, который в английском переводе звучал как «Европудинг», был, пожалуй, главным конкурентом победителя, получив наивысший рейтинг у зрителей.
Каждый уважающий себя фестиваль, кроме главного конкурса, находит дополнительные приманки в виде конкурсов дебютов, либо короткометражных фильмов. Это единственный большой фестиваль, в рамках которого проводится конкурс документальных фильмов. Здесь отборщикам было просторней, регламент позволяет включать картины, уже успевшие получить признание на других фестивалях. Автору этих строк выпала честь быть членом жюри этого конкурса. И могу отметить, что если игровое кино явно буксует в последние годы, документальный кинематограф находится на подъеме. Недаром последний Каннский форум включил впервые в свою конкурсную программу один полнометражный американский документальный фильм. Кстати, во всем мире термин «документальный» остался общепринятым, и только у нас стали, как бы извиняясь, называть его кинематографом неигровым. Документальный смотр в Карловых Варах стал настоящим пиршеством для киногурманов. Анализ программы заслуживает отдельной статьи. Здесь же ограничусь только перечислением призеров.
Главный приз в категории полнометражных фильмов получила работа японского режиссера Икеи Каору, снятая в Китае корейским продюсером — «Дочь из Яньана», об исковерканных судьбах детей «культурной революции».
В категории короткометражных фильмов главный приз достался блестящей дипломной работе чешского студента Филипа Ремунды — «Деревня Б». Планируем показать эту картину в студенческом конкурсе предстоящей «Молодости». Два специальных приза жюри получили «Охота на ангела или четыре любви поэта и прорицателя» (Россия) Андрея Осипова и «Дьявольское искушение» (США) Люси Уолкер.
Обширная программа Карловарского смотра включала панораму всего мирового кино. Здесь можно было посмотреть почти все лучшее, что было снято в 2001—2002 годах. Четкая структурированность внеконкурсных программ позволяла любителям кино сориентироваться в своем выборе. «Горизонты», «Горизонты — фильмы призеры», «Другой взгляд», «С Запада на Восток», «Выбор критиков», «Форум независимых», «Чешские фильмы», «Сокровища европейских архивов», «Киношколы» — вот далеко не полный список параллельных программ.
Фестиваль — всегда праздник. В Карловых Варах он удался в полной мере. Еще одна немаловажная деталь. На закрытии присутствовал президент Чешской Республики. Легендарный Вацлав Гавел появился в зале точно в срок к началу церемонии закрытия, занял место в партере рядом с организаторами фестиваля. Был встречен шквалом аплодисментов, присутствовал на всей церемонии, посмотрел фильм закрытия и общался с гостями на торжественном банкете. При этом в городе не был парализован транспорт, зрители проходили в зал без спецконтроля, фестиваль не изменил своего распорядка. Вацлав Гавел стал главной звездой Карловарского форума, Шон Коннери не смог приехать за почетным призом из-за болезни, а присутствовавший на церемонии открытия Майкл Йорк явно уступал по масштабу.
И, напоследок, резонный вопрос — а был ли украинский след в Карловых Варах? Тем более, что среди легендарных личностей, отдыхавших на Карлсбадских водах, бывал и наш великий соотечественник Николай Гоголь, который в одной из местных гостиниц оставил запись в графе «национальность» — украинец. В конкурсных программах Украина присутствовала опосредованно. В документальной секции представлен фильм знакомого нам шведского режиссера Гуннара Бергдала «Голос Людмилы» о чернобыльской трагедии, снимавшийся в Украине. Российский лауреат Андрей Осипов — гражданин Одессы. А в австрийском документальном фильме «В зеркале Маи Дерен» рассказывается о знаменитой американской киноавангардистке, уроженке Киева. В почетной программе «Специальные события» был показан новый фильм Киры Муратовой «Чеховские мотивы» исключительно под грифом Россия. Самостоятельно Украина прозвучала в программе «С Запада на Восток», представив документальный фильм Максима Суркова «Томен — кольори життя» и короткометражную игровую ленту Оксаны Чепелык «Хроніки від Фортінбраса». Оба получили весьма хвалебные отклики. И если пока мы не можем похвастаться мощным наступлением украинского кино на западные фестивали, то все же можем констатировать — форточка открыта.