Книга стихов «На світанку роси» Петра Перебыйноса, изданная к 60-летию писателя, не самая ли презентабельная из более пятнадцати его сборников. Поэт предстает перед нами и как известный мастер изысканного слога, музыкальной строфы с аккордами рифм, нередко базирующихся на корнях слов, и как тонкий лирик, сосредоточившийся на художественном освоении бесконечного разнообразия живой природы, мироздания и отношения к ним человека. Собственно, об этом говорит и само название книги, ориентирующее на поэтическое отражение красоты окружающего нас мира, родного края.
Чем же отличается поэзия Петра Перебыйноса от так неотделимой от нас природе? В тематическом плане - это не выборочное, а своеобразное «широкозахватное» отражение всего, с чем соприкасается человек. Поэт везде умеет подметить яркую деталь, отгранить ее, как алмаз, и «удержать» на ней все стихотворение, как, впрочем, и на подтексте в последней строке, давая возможность читателю прочувствовать настроение лирического героя.
Автор действует бережливо, по-хозяйски, ибо это позволяет наилучшим образом донести до читателя оригинальные метафоры, а также открывать уже казалось бы открытое, заставляя его блеснуть новыми гранями. Сколько раз мы представляли себе восходящее или заходящее солнце сквозной раной, высокий дуб - гигантом, подпирающим своими верховьями тучи, писали или читали об этом. Но поэт, рассказывая как будто о познанном, пишет все же не о том и вызывает у нас приятное удивление, когда восходящее красное солнышко в глазах Оли, которой нездоровится в кроватке, возникает в неожиданном свете: «Сонце в шибку загляда, в нього теж якась бiда. Чорно каркає ворона: - В сонця горлечко червоне!» Или - о том же дубе, сраженном молнией и отбросившем крыло на краю леса: «Нам тайну видало старе кореневище. Цей дуб у натовпі дерев до хмари був найближче». Поэт не только проницательно созерцает происходящее вокруг, но имеет и активно использует дар ассоциаций от восприятия художественных произведений, умудряясь смолоду не подражать при этом ни одному таланту. Петро Перебыйнис как-то признался, что замыслы новых произведений у него порой возникают тогда, когда он читает произведения других авторов, мысленно проходя заветными тропами их творческой фантазии.
Кажется, в душе автора постоянно присутствует какое-то поэтическое озорство, сродни спортивному: тысячи раз писали о несносной жаре в степи, а я напишу по-перебыйносовски: «Густа і задушлива спека брезентом сухим нависа. І хмари волочать над степом безводні свої тілеса». Или, к примеру, - крестики и кресты. Можно молиться на них, склониться под их грустью, а можно, оказывается, и так написать: «Мама хрестить вишиванку фіолетовими хрестиками», «Хрестами просинь небокраю у тиші хрестить монастир». Таким образом, нет прозаической окружающей среды - есть прозаическое или поэтическое ее видение. Тем более, поэт всегда в ожидании раскрытия какой-то тайны в самом простом: «Мене билинка будь-яка чарує дивиною. Червона шапка будяка царює наді мною».
У читателя, знакомого с предыдущими книгами писателя, подчас может возникнуть вопрос: «Не является ли уход поэта в освещение природы его уходом от сложных перипетий общественной жизни, которые он так искусно в свое время интерпретировал в своих произведениях?» И хотя, в отличие от прошлых лет, ценность творчества Петра Перебыйноса теперь не определяется его политической или социальной заангажированностью, а исходя из эстетических критериев, от современной жизни поэт не уходит безоглядно в «вечные вопросы».
Даже цвет в его творчестве немало значит. Не случайно поубавилось пламенного красного, стало больше цвета золота, причем не только в подсолнухах, но и в душе; наряду со ржавчиной прошлого, холодным отблеском цинковых гробов солдат - больше синего, «волошкового» цвета в небе и в мечтах о лучшем будущем.
И все же наиболее волнующие, щемящие, талантливые стихи - это те, которые посвящены самому дорогому и родному - матери, отцу, дочери, сыну, Родине...
Среди самых удачных, запоминающихся - стихи сюжетные, ситуационные, содержание которых будто бы одним порывом выхвачено из неудержимого потока жизни. К примеру, «Пиріжки з горохом», «Дід випалює вапно», «Прекрасна смерть», «Полин», «Косарі». Эти стихи как бы возвышаются над остальными, именно по ним можно судить о ценности книги. Как о высоте горных массивов судят по их пикам, а не по невысоким холмам, входящим в их состав.