В этот день в Севастополе начнется финальная часть четвертого Всеукраинского фестиваля современной песни и популярной музыки «Червона рута-95».
Цель фестиваля, проводимого раз в два года среди исполнителей не старше 35 лет, — поиск и раскрытие творческого потенциала молодых авторов и исполнителей, создание новых стилей в популярных массовых жанрах украинской музыкальной культуры, дальнейшее развитие современной украинской песни. И это не декларативное заявление дирекции. Ведь большинство лидеров сегодняшней украинской эстрады родом из «Червоной руты».
Концерты предварительного отборочного этапа, прошедшего в 24 областях и Республике Крым, собрали несколько тысяч молодых певцов и музыкантов.
На сегодня еще трудно назвать всех, кто поедет в Крым бороться за призы. Мой рассказ — о концертах последнего предварительного тура, собравшего исполнителей из Киева и области.
Итак, вначале немного статистики, которая, как правильно подметили Ильф и Петров, а также Брагинский с Рязановым, «знает все».
За пять дней конкурса на сцене концертного зала «Золотi ворота» побывало 149 солистов и групп (всего 367 человек). Они исполнили приблизительно 400 песен и музыкальных композиций, соревнуясь в четырех различных жанрах, или, как сейчас модно говорить, номинациях.
В жанре танцевальной музыки несомненными лидерами и победителями оказались сестра и брат Людмила и Виталий Новицкие — студенты института культуры, а также учащийся музучилища им.Глиера, которые вместе составляют группу «Е.L.Кравчук и Катюша-dance». К сожалению, назвать истинную фамилию солиста группы, скрывшегося за звучным, но не актуальным уже псевдонимом, я не могу. Очевидно, он бережет ее для классического искусства.
В жанре поп-музыки победили молодые певицы Ани Лорак, Ольга Плита, Кристина Руденко и Николай Романов.
Как всегда в Украине, наиболее интересно был представлен жанр рок-музыки, вобравший в себя различные направления: арт, инди, панк, хард, мейнстрим, пост-вейн и другие. Не случайно именно эта номинация выставит наибольшее число участников на финальном этапе. Я ограничусь простым перечислением: «Работа Хо», «Innercell», «ЯЯЯ», «Всяк випадок», «Некрополь», «Секстиль», «Очеретяний кiт» и «Monkey’s work».
Последний представленный на конкурсе жанр — авторская песня и «спiвана поезiя». Тут я вынужден сделать небольшое отступление.
Если я полностью согласен со всеми предыдущими решениями жюри, включая перевод ансамбля «Секстиль» из жанра танцевальной музыки в рок, а Анны Лев из рока в авторскую песню, где эта интересная и очень своеобразная исполнительница вместе с группой «Метелики» стала победительницей, то я ни в коей мере не могу согласиться с победой Александра Кравченко.
Я, воспитанный на песнях Окуджавы, Визбора, Галича, Короля, Лемыша, не усматриваю в произведениях Кравченко ни песен, ни, тем более, поэзии. Чтобы не быть голословным, приведу несколько слов из песни (?) то ли «Ре-минор», то ли «До-мажор»: «Ре, ре, ми, фа, си, соль...» и так далее.
Не исключая несомненной новизны и молодежности Кравченко, я бы с большим удовольствием увидел его в номинации рок-музыки, где он свободно может стать основателем направления бред-рок.
По сравнению с предыдущими конкурсами в Киеве отборочный тур стал явлением и установил рекорд по профессиональному уровню, разнообразию жанровых направлений, количеству музыкантов и певцов, а также продолжительности.
Хотелось бы надеяться, что севастопольский этап пройдет не менее удачно. Тогда вся страна, в том числе и Крым, запоют по-украински.