«Не тревожь мне душу, скрипка»... Чистый, непривычный для современной эстрады своей какой-то особой интеллигентностью голос взошедшей недавно яркой эстрадной звезды Валерия Меладзе наполнил, казалось, всю студию.
Странные штуки проделывает с нами наше суетное время. Сидим в прекрасной студии, слушаем прекрасный голос Валерия, ну так и отключиться бы, отдавшись музыкальным волнам. Почему же ассоциируется все это с политикой последнего времени? Вот, например, Валерий Меладзе по национальности грузин, жил, учился и делал первые шаги в музыке на украинской земле, в Николаеве, теперь вот, став признанной звездой, живет и работает в Москве. А песни его понятны и любимы и в России, и в Украине, и в Грузии. Выходит настоящему таланту не так уж и страшны ни развал СССР ни воздвигнутые границы?
Было во времена этого самого СССР такое часто и охотно упоминаемое слово «интернационализм». На протяжении всего моего общения с Кимом Брейтбургом, руководителем известной рок-группы «Диалог» не слышала его ни разу. Но оно поневоле вспоминается само собой, о чем бы мы ни говорили. Достаточно сказать, что сам Ким по национальности голландец, живет в Украине, в Николаеве, а родным языком считает русский. Да и в Москве бывает довольно часто, а сама легендарная группа «Диалог» до своего распада включала двух грузин, эстонцев, русских.
Конечно, когда СССР распался, такой интернациональной группе работать стало почти невозможно. В какой-то степени это тоже стало предпосылкой распада и «Диалога». Но было бы слишком примитивно видеть причину только в этом.
- Поп- и рок-музыка, я бы сказал, скоропортящаяся, - объясняет Ким Брейтбург. - Каждое поколение выбирает себе какое-то свое музыкальное содержание. Наша же музыка, которую мы играли, вместе с нашим же поколением как бы состарилась. Словом, как в спорте, надо вовремя уйти...
- Но остаются люди: музыканты, поклонники.
- Когда в стране началась перестройка, она коснулась и искусства тоже. (Ну вот опять политика.) Бытовало мнение, что народ сам выберет, что ему слушать. Наверное, по большому счету, - это правильно, если уровень культуры достаточно высок. Не хочу ничего плохого сказать о слушателях, но ведь кто-то же выбирает «Ласковый май», кабацкую музыку, подобные песни, группы стали суперкоммерческими, диктовали свои цены, теснили серьезных исполнителей. И в этом - тоже причина распада «Диалога», вернее - одна из них.
Вообще-то уйти можно по-разному. Можно тихо почивать на заслуженных лаврах. А можно - вновь и вновь находить новые формы работы. В случае с Кимом явно действует второй вариант. Кроме Валерия Меладзе, которого Ким открыл еще со времен участия Валерия в студенческой самодеятельности и для которого стал впоследствии его звукорежиссером и продюсером, у Брейтбурга - тесное сотрудничество с популярной группой «Браво». Правда, наверное, популярной - не самое подходящее слово, ведь ребята из «Браво» - это тоже своего рода легенда. Помню, как несколько лет назад автору этих строк пришлось брать у них интервью. Поразили высокая эрудиция, в первую очередь музыкальная, благожелательное отношение к публике, прекрасное пение «вживую» (дожили - уже и это редкость) и полнейшее отсутствие «звездности». Так что, собственно, ничего удивительного нет в том, что два таких ярких таланта как Ким Брейтбург и «Браво» пересеклись.
Об уровне подобного сотрудничества свидетельствует такой факт: в числе трех претендентов на получение национальной премии «Овация» в номинации «Лучший альбом года» - два альбома продюсировал Ким.
А Брейтбург снова в поиске. На сей раз - в содружестве с победителями конкурса негосударственных радиостанций Украины, которых он решил взять под свою опеку. Например, у занявшего первое место Николая Харьковца (сценический псевдоним - Трубач) уже намечается крупный контракт.
Еще одна протеже Валентина Григоренко выступает сейчас на Кипре.
У группы, занявшей 3-е место, с мудреным названием «OVTERDRIFT» уже готов второй альбом, а одна из их песен вышла в российском сборнике, популяризирующем техномузыку, «Счастливый день рождения».
Группа «Мечта» подписала контракт с издательской фирмой «Бекар» и их выступления теперь можно услышать по московскому и российскому каналах.
В чистом виде как композитор Ким Брейтбург сейчас себя реализовывает нечасто. Особенно же нынче его увлекают аранжировки и очень много внимания - продюсерской работе.
- В странах Европы, в России, Америке уже поняли, что в нынешнем музыкальном мире продюсер - одно из главных действующих лиц, -рассказывает Ким, - в Украине же, считаю, этот институт почти что отсутствует, но кто-то же должен этим заниматься. Думаю также, что сегодняшний украинский рынок искусственно сужен. Ведь те, кто именует себя «зірками» поют в основном по украински. У русскоязычных групп, как я могу судить, проблемы с попаданием в эфир. Стоит ли удивляться, что наблюдается отток музыкантов из Украины в Россию, в страны Европы?
Мы говорим с ним о жизни, о музыкальной жизни, а значит - о многом, о том, как в свое время «Диалогу» предлагали остаться жить и работать за рубежом, но наш менталитет и наша культура перевесили чашу весов. О том, что поп и рок - это продукт, который нуждается в реализации, но ему нужна «раскрутка», стоящая больших денег. И о том, как по-разному это происходит.
Говоря о планах, Ким поведал, что они связаны с приездом Жанны Агузаровой и он надеется, что будет принимать участие в работе над ее альбомом. А кроме этого, все будет продолжаться, ведь он уже выпустил несколько проектов.
Станут ли все его проекты звездами, такими как он сам? Трудно сказать, ведь нынче музыкальное искусство и бизнес тесно переплелись. Да, то, чем занимается Ким Брейтбург, будь то рок или поп - это бизнес. Но Ким Брейтбург - звезда. А звезды, оказывается, могут быть не только холодными и бесстрастными, но и теплыми, дарящими свет.