Киев потихоньку приобщается к европейской театральной традиции. В Париже, наряду с «Гранд-опера» и «Комеди Франсез», мирно сосуществуют десятки, если не сотни, подвальчиков и театральных студий. В Киеве медленно, но верно, пусть не сотнями и даже не десятками, возникают новые театральные организмы.
На днях «без шума и помпы» родилась театральная мастерская «Контакт». И не сама по себе, а со спектаклем венгерского драматурга Кертеса «И до вечера длится день» в постановке Вадима Михалевича. Режиссер — Давид Бабаев. В Украине пьеса поставлена впервые. Поставлена благодаря помощи Ассоциации Народной Дипломатии (Елена Капинос) и фирмы «Хорда» (Борис Новожилов).
Рассчитанный на 70 мест Малый зал Молодежного театра образует со сценой единое пространство — комнату, в которой разыгрывается действие. Собственно, действие, или «экшн», наличием которого многие режиссеры сегодня меряют успех (т.е. пляски, драки, стриптиз, наконец), сводится разве что к хождению по комнате. Но то действие, а может быть, действо, которое происходит внутри спектакля, разыграно в лучших традициях Чехова, Олби, Тенеси Уильямса.
Есть у спектакля еще одно название — «Вдовы». Три «вдовы» (о четвертой — чуть позже) — это мать и две жены погибшего — законная и разведенная — три великолепные актрисы, представляющие три поколения театра имени Леси Украинки: Мальвина Швидлер, Лариса Кадочникова и совсем юная Светлана Томащук. Три женщины, каждая из которых предъявляет свои права на память о погибшем популярном актере. Темпоритмическая структура спектакля уплотнена до предела, драматическое напряжение волнообразно нарастает и спадает. Истерики, переходящие в примирение. Примирения, переходящие в истерики. Каждая волна приносит новое знание о погибшем, вплоть до неожиданных догадок о самоубийстве. Каждая из женщин ревнует соперниц и предъявляет им свой счет.
Но вот в комнату и в спектакль входит бывшая домработница (роль блистательно сыграна Натальей Кудрявцевой) и оказывается, что ни первая жена — известная актриса, ни вторая — хозяйка магазина, снявшая с мужа заботы о хлебе насущном, ни мать не были так близки актеру, как эта простая, полуграмотная женщина, умеющая в трудные минуты «обогреть, приласкать и спать уложить».
Простая история на вечную тему, рассказанная на высоком профессиональном уровне. Профессионален выбор пьесы, высокопрофессиональна режиссура и сценография (Георгий Сенченко), блестящая игра артисток на одном нерве, с настоящими слезами, потому что зрителя, находящегося на расстоянии вытянутой руки, обмануть невозможно.
Хочется пожелать новорожденной театральной студии «Контакт» успешного развития нынешнего успеха, а зрителей предупредить: ближайшие спектакли на сцене Малого зала Молодежного театра — 15, 25 и 26 марта.