«Информационным поводом» для недавней премьеры Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра послужил роман «Милый друг» Ги де Мопассана. Местная поэтесса Наталья Хаткина написала сценическую версию романа, и получился мюзикл «Милый друг». С этой работой театра зрители познакомились во время проведения Дней Донетчины в Киеве.
Жанр мюзикла предполагает обязательное выявление в литературном материале притчевого момента. Чтобы получился хороший мюзикл, необходимо уйти от подробностей бытовизма, отказаться от второстепенных вещей и выстроить четкую сюжетную линию, в которой легко будут угадываться штрихи сверхзадачи. Потом все это нужно убедительно облечь в музыкальную ткань, обставить вокалом и кордебалетным сопровождением. Донецкий мюзикл «Милый друг» в режиссуре Андрея Бакирова укладывается в эту схему.
Создать образную систему спектакля режиссеру помогает художник-постановщик Елена Богатырева. Огромных размеров, изысканный, золотистого цвета кошелек – символ благополучия и силы, подвешен посредине сцены. Опустившись, раскрывшиеся створки кошелька изобретательно трансформируются в ампирное ложе — место альковных побед Жоржа Дюруа. О прекрасных минутах, проведенных здесь, вспоминает Жорж, стоя перед алтарем на собственной брачной церемонии с «денежным мешком» — Сюзанной Вальтер.
Драматическо-музыкально-пластический коллаж роли дает полное представление о Жорже (з.а. Украины Андрей Романия), в общем-то, добром малом, поставившем себе тщеславную цель во что бы то ни стало вырваться из дешевых парижских меблирашек и достичь вершин карьеры и благополучия. Эволюция личности Милого друга, обезличенного таким прозвищем, прослеживается и в музыкальных темах современных ритмов, то напористых, то романтичных, то лирично-восторженных, то скарбезно-соблазнительных. Путешествие Жоржа в качестве символической эстафетной палочки по женским постелям показано достаточно откровенно и раскованно, но без пошлости и безвкусицы. В соответственном ключе характеров своих героинь работают и актрисы — расчетливая Евгения (С.Бойко), раскованно-соблазнительная Маргарита (О.Гребенюк), ханжески-глупая г-жа Вальтер (з.а. Е.Хохлаткина), пренебрежительная Сюзанна (М.Степанова), откровенная куртизанка Нина (Е.Мартынова), даже малолетняя дочь Маргариты Лолита (О.Жданова) демонстрирует стервозные женские качества.
Все элементы спектакля четко взаимодействуют. Музыкальные и кордебалетные номера не ощущаются вставными, они логично и основательно вплетены в линию сюжета и органично с ним сосуществуют. «Решить» вокальные проблемы драматическим актерам, к их чести сказать, работающим на высоком уровне, помогает оркестр театра (дирижер, автор музыкального оформления Евгений Кулаков), бек-вокал (хормейстер Татьяна Пащук), балетная группа (балетмейстер Анатолий Бедычев), существующие как действующие лица. Все они собраны в слаженный творческий организм, хорошо понимающий режиссерскую задачу и отменно с ней справляющийся.
В создании атмосферы спектакля огромную роль играют костюмы, как всегда в авторском исполнении Е.Богатыревой отличающиеся самодостаточностью. Не давая четкого определения места событий, они все же передают ощущение эпохи. Красный фрак Жоржа становится символом продажности, его цвет как бацилла поражает костюмы соблазненных женщин, и в финале все они предстают в одинаковых, цвета страсти, кроваво-красных платьях. Световая партитура спектакля, преображая сцену с кинематографической изобретательностью, позволяет убедиться в возможностях актеров существовать в разных планах — крупном, среднем, дальнем, а продуманные и визуально оправданные мизансцены создают завершенную «картинку».
В спектакле присутствуют придуманный автором персонаж «Тот, кто всегда рядом» (В.Жданов). Странствующий Мефистофель, задумавший помочь и мопассановскому герою, ставший его вторым «я». Именно «Тот...» ставит резолюцию на жизненном рецепте Жоржа: «Хочешь жить, умей продаваться». Авторы мюзикла слегка идеализировали образ Милого друга, у Мопассана Жорж жестче и циничнее. При всей цельности спектакля, его яркой зрелищности, впечатление усилилось, если бы вопреки законам жанра с обязательным финальным позитивом, показать Жоржа не остановившимся на покоренной вершине, не раскаявшимся, потому что это противоречит его сути. Вот он, триумфатор, на вершине успеха, но сколько еще впереди пиков повыше, позначительней. В руках пожелтевший от времени давний рецепт, выписанный ему самой судьбой. Можно идти дальше, пользуясь этими могущественными прописями. А может, разорвать этот соблазнительный листок? Рука не поднимается...