Реклама на ТВ давно стала «важнейшим из искусств». И если следовать логике продюсеров некоторых отечественных каналов, то скоро малу-помалу она может вытеснить даже… художественный продукт, «внутри» которого пропагандируют ту или иную продукцию. На этой поступательной тропе, в частности, оказался канал СТБ.
Вообще-то, автора этих строк нельзя отнести к числу поклонников или постоянных зрителей канала СТБ, тем не менее, иногда вечером, «коли я вдома» и в программе канала заявлены фильмы, которые мне нравятся, могу и посмотреть.
Вот так, недавно, устроившись перед телевизором, хотел еще раз посмотреть фильм «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо. Каюсь, люблю этот фильм еще со времен его премьеры ( в оригинале «La Professionnel»), смотрел после этого неоднократно, а потому и помню в оригинале хорошо. Ну и дивная музыка Эннио Морриконе опять же…
Увы, наслаждение получить не удалось. И дело не в том (как могут подумать некоторые), что фильм неоднократно прерывался рекламой. Я понимаю, что не было бы денег от рекламы — не было бы и хороших фильмов, т.к. за их показ надо платить авторам, как того требуют украинское и международное законодательство об охране авторских прав. Но как раз авторские права на фильм «La Professionnel» (продолжительность оригинальной версии равна 109 мин.) были грубо нарушены. Фильм стал… короче! Причем короче он стал даже по сравнению с его усеченным советским «профессиональным» вариантом.
Ну ладно, в достопамятные «совковые» времена власть заботилась о нашей морали и «обрезала» все сомнительное и фривольное. Но почему сейчас?!!
Мог предположить только одно: в сетку вещания, где на фильм и рекламу отводилось два часа (с 20.00 до 22.00), и реклама (в нужном руководству канала объеме), и фильм одновременно не помещались. И было решено — тем хуже для фильма, сократить его! О том, что зрителя надо было бы предупредить, что в программе не фильм «La Professionnel» (продолжительность 109 мин) или даже «Профессионал» (меньшей продолжительности), а реклама в сопровождении фрагментов фильма, на СТБ забыли… Все бы ничего, но тут я, к сожалению, подвернулся.
Расстроенный и раздосадованный я, тем не менее, думал промолчать. Однако увидев, что уже в следующую среду (19 октября 2005 года) в программе заявлен еще один фильм с Ж.-П. Бельмондо («Частный детектив», в оригинале «L’alpagueur»), решил подготовиться к этому просмотру более основательно и вооружиться хронометром, блокнотом и калькулятором. Тем более что и этот фильм, к огорчению сотрудников СТБ, я тоже очень хорошо помню…
И что вы думаете? Все повторилось! Фильм снова был сокращен. Из него, так же как и из «La Professionnel», исчезли целые сцены! Бедные, бедные, наивные французские владельцы авторских прав, их права опять попрали… Привожу хронологию демонстрации фильма:
20.00 — 20.10 — Реклама
20.10 — 20.15 — Анонсы
20.15 — 20.40 — Фильм
20.40 — 20.55 — Реклама + анонсы
20.55 — 21.20 — Фильм
21.20 — 21.37 — Реклама + анонсы
21.37 — 22.00 — Фильм
Итого: продолжительность фильма — 73 мин. (а в оригинале 110 мин.); реклама и анонсы — 43 мин. Поскольку реклама и анонсы передач (так же как и при демонстрации «Профессионала») шли сплошным потоком, без разделения и вперемешку, то и выделить их в отдельные группы не представляется возможным. Заставки, предворяющие рекламу, впрочем, встречались.
Не хотелось бы даже вдаваться в область рекламного регламентирования. (Хотя в соответствующем украинском законе написано: «1. Час мовлення, відведений на рекламу, не може перевищувати 15 відсотків фактичного обсягу мовлення протягом астрономічної доби телерадіоорганізацією будь-якої форми власності... 2. Частка реклами протягом кожної астрономічної години фактичного мовлення не повинна перевищувати 20 відсотків»).
А 20% от 120 мин. это не более 24 мин., но уж никак не
43 мин., как в нашем случае (правда, все было основательно «перемешано» с анонсами).
Поскольку продолжительность «L’alpagueur» больше длительности «La Professionnel» всего на 1 минуту, то легко можно допустить, что и в том и в другом случае из каждого фильма исчезло по 36-37 минут.
Но вот в чем вопрос: если рекламу канал СТБ вынужден размещать ради получения денег на закупку лицензионных фильмов и последующего их показа, то это значит, что все фильмы, на нем демонстрируемые, закуплены официально и с обязательствами соблюдения всех авторских прав на них. Неужели же французские держатели этих самых авторских прав дали разрешение и на все сокращения и урезания их фильмов? Не верю… Не может этого быть! Тогда остается второй вариант — никто ни у кого никаких фильмов не покупал и соблюдать авторские права не обязывался, а просто взяли старую «советскую» копию (да и продублирована показанная по СТБ копия была в те времена советскими еще актерами) и запустили в эфир. Но и тут неувязочка выходит. Украина не выступает в качестве правопреемника СССР, а стало быть, и не может претендовать на все советское. Тем более что и не «страна советов» этими самыми французскими авторскими правами владела.
Как ни крути, а выходит, что, несмотря на все украинские заверения об усилении борьбы за соблюдение авторских прав и гонения на изготовителей, продавцов и даже потребителей нелицензированных CD и DVD, такие нарушения продолжаются. Причем непосредственно в украинском телеэфире. Интересно, ускорит ли это наше поступательное движение в ЕС, ГАТТ-ВОТ и другие клубы цивилизованных государств. Сомневаюсь, однако…
А вот наши государственные структуры, ответственные за все это, видимо, не сомневаются, если одобрительно молчат, глядя на все это на отечественном ТВ. И это притом, что еще не успел выветриться из памяти скандал, связанный с откровенным воровством тех же авторских прав г-ном Харитоновым, компилировавшим свои программы на том же СТБ.
Все произошедшее сильно смутило автора этих строк. Но из-за надежды на лучшее, не стал обо всем этом писать чуть раньше. И тут опять незадача.
30 ноября 2005 года в программе СТБ с 20.00 до 22.00 заявлен фильм с Адриано Челентано «Укрощение строптивого» (в оригинале «Il bisbetico domato»)…
Привожу хронометраж уже этого просмотра:
20.00 — 20.27 — Фильм
20.27 — 20.43 — Реклама + анонсы
20.43 — 21.30 — Фильм
21.30 — 21.46 — Реклама + анонсы
21.46 — 21.58 — Фильм
Итого: продолжительность фильма — 86 мин.( в оригинале 90 мин.); реклама и анонсы —
34 мин.
На первый взгляд, все стало лучше — ведь «пропало» всего 4 мин. фильма, но это произошло только из-за того, что сам фильм был короче. Да и 4 мин. это почти полчасти… Зато с объемом рекламы все в порядке.
Интересно, а за этот фильм итальянским держателям авторских прав платили? Да и как-то надоело смотреть ворованное. И потом, интересно узнать, а куда в этом случае идут деньги, вырученные за рекламу на СТБ, которую изредка прерывают кинофильмы…