Негативные мнения коллег-театроведов о недавней киевской премьере-спектакле «Кармен», нашумевшем предварительной массированной рекламой, еще раз убедили меня в мудрости мысли, заключенной во фразе «Нет пророка в своем отечестве». Так вот, различные высказывания, устные и в прессе, по этому поводу побудили меня стать, нет-нет, не пророком, а человеком, который хочет выразить мнение позитивное, сказать слова поддержки. Хотя такое явление, как этот спектакль в особой поддержке не нуждается. Он самоценен по своей сути, завоевал это право нелегким трудом, уверенно и, с точки зрения многих, с завидным нахальством. Не любим, ох, как не любим мы чьей-то самоуверенности, пускай и доказанной реальным результатом. А уж о поддержке и говорить не приходится. Нечего выделяться, забегать вперед, настаивать на своем мнении, видении, решении. Все это относится к режиссеру спектакля «Кармен», «притче во языцах» - Андрею Жолдаку, хотя большинство оценок критиков сводится к замечаниям типа: «А еще шляпу надел!» Для непосвященных поведаю, что Андрей Жолдак любит эпатировать окружающих и сейчас свою экзотическую тюбетейку сменил на роскошную соломенную шляпу. Но, несмотря на популярное музыкальное утверждение молодежных кумиров: «все дело в шляпе», здесь как раз дело-то вовсе не в ней.
Вспоминаю свои метания в стремлении увидеть премьеру. Меня тоже, как и всех, кто смотрит произведения искусства по долгу службы, не устроила система проникновения на спектакль «Кармен», да как и на другие спектакли театральной антрепризы А.Жолдака. Это унизительно для критика. Но что поделаешь, если условия новой жизни все больше входят в ее контекст и предлагают нам побыстрее расстаться со сладкими воспоминаниями о былом? А новые условия и предполагают этот жесткий регламент - «не пущать» без денег, несмотря на то, кто перед тобой. И создание ажиотажа вокруг проблемы - тоже знак времени. Больше шума - больше рекламы для спектакля - один из моментов успеха!
Я была вознаграждена. Впечатления от спектакля перекрыли отрицательную энергию, преобладавшую в ощущениях поначалу. В конце концов, осложненный вход в театр, мини-сражения за место с капельдинерами - вещи неприятные, но все-таки пятистепенные относительно главного события, из-за которого сыр-бор, то бишь спектакля. А спектакль и вправду поражает. Начиная от ошеломляющей сценографии в исполнении замечательной Марии Левитской, создавшей нечто промежуточное между театральным спектаклем и кинофильмом и кончая пронзительной актерской отдачей, в первую очередь Анатолия Хостикоева, Виктории Спесивцевой, а также всех остальных актеров, о которых смело можно сказать - ансамбль.
Что больше всего затрагивает зрителя в произведении искусства? Главная его особенность - момент некоего обобщения, сопоставления со своими ощущениями, чувствами, опытом. Темой спектакля «Кармен» А.Жолдак делает беспроигрышную ставку. Людям всегда будет интересно про любовь. И возможностью окунуться в собственные ощущения при помощи талантливой вариации на эту тему, зритель всегда будет дорожить.
Спектакль «Кармен» - самый, что ни на есть, искренний рассказ о любви, настоящей любви мужчины к женщине, любви всепрощающей. Слышались упреки в адрес режиссера, чтобы не трогал заслуженные лавры Проспера Мериме и для своих изысков писал собственные пьесы. Но ведь А.Жолдак и не посягает на славу великого писателя. И действо свое называет так, на мой взгляд, чтобы придать ему определенную знаковость. Ведь если «Кармен», понятно, что про любовь. Ну представьте, если бы спектакль назывался «Света» или «Катя». Чувствуете разницу?
И еще о претензиях. Жолдак-де цитирует самого себя и других режиссеров. Но что плохого, если пользоваться арсеналом самоцитат, осмысливая какой-либо момент по-иному, эстетически и во времени? А идеи других режиссеров? Да ведь мы все пользуемся одними и теми же идеями, которые витают в пространстве, важно в них - самовыражение и собственная интерпретация.
Многих неприятно «восхищает» продюсерский талант А.Жолдака. Но, право же, не понимать степени затраты сил на воплощение творческого замысла в жизнь могут только люди, не знающие, что такое эти усилия в нынешних условиях. И легче всего окрестить это конъюнктурой, а не искусством, поделками для новых богатых, а не поисками в режиссуре, актерском мастерстве. Но когда человек следует своей внутренней идее, он не обращает особого внимания на нападки. И уверенно делает свое дело пробуя, экспериментируя, давая возможность самовыражаться замечательным актерам, не имеющим этой возможности на сценах родных театров. И в конце концов, даря удовольствие зрителям, радуя их созерцанием красивого театра сопереживанием сильным чувствам героев, предложением отвлечься от изнуряющей обыденности и окунуться в причудливый мир чувств.
Я не ставила задачу профессионально проанализировать спектакль «Кармен». Просто не смогла смириться с предвзятостью в отношении к этому явлению. И последней каплей, которая утвердила меня в решении высказаться «за» спектакль «Кармен», стал рейтинг театральных экспертов газеты «Киевские ведомости», которые восхищались недавними гастролерами - московским «Ленкомом» и спектаклем «Королевские игры». И при этом дружно гневались на Жолдака с его спектаклем «Кармен». Единодушно отмечали игру гастролера Александра Лазарева и обошли молчанием несомненную творческую удачу Анатолия Хостикоева.
В моем представлении, эти два спектакля как мертвая и живая вода. В «Королевских играх» за действием приходилось равнодушно наблюдать, больше всего заботясь не игрой актеров, а судьбой огромного надувного монстра, который в финале спектакля устрашающе устремился под потолок зрительного зала. А спектакль «Кармен» поразил настоящей театральностью, зрелищностью, подарил искренность переживания от всего увиденного, подключенного напрямую к нервам актеров, и высекающего в этом взаимодействии ту драгоценную и ничем незаменимую искру эмоциональной энергии, которую получить можно только в театре.
Выходя в людском потоке после спектакля «Королевские игры», я почувствовала жалость к зрителям, дорого заплатившим за билеты. О деньгах же, заплаченных за билеты на спектакль «Кармен», мне показалось, жалеть не стоит!