«РАМПА» — МОДЕЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО МИРА

10 мая, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 10 мая-17 мая 2002г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

В десятый раз в Днепропетровске проводился Международный фестиваль молодежных театров «Рампа». О...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

В десятый раз в Днепропетровске проводился Международный фестиваль молодежных театров «Рампа». Организованный Днепропетровским союзом молодежи, Госкомитетом Украины по делам семьи и молодежи, Управлением по делам семьи и молодежи и Управлением протокольных и массовых мероприятий облгосадминистрации, фестиваль стал настоящим праздником молодости, таланта, театрального искусства.

У любителей, оказывается, все так же, как и у профессионалов. Такая же самоотверженность и самоотдача, серьезность отношения, любовь и искренность. Хотя нет, у них все это — в гораздо большей степени, ибо что для профессионала — профессия, то для аматора — влечение души и сердца.

На сцену драматического театра им.М.Горького, в котором проходил фестиваль, выплеснулось яркое, заразительное, веселое и озорное творчество молодых артистов. В этом переливающемся многоцветными красками иллюзорном пространстве расположились драма и клоунада, пантомима и современный танец, эстрадные миниатюры и буффонада, оперетта и сказка, пластические шоу и импровизированная игровая структура, в общем все, что, собственно, и называется словом «театр». Семь дней фестиваля для его участников — четырнадцати театральных коллективов из Украины, России, Беларуси — запомнились радостью общения с единомышленниками и восторгом от выхода на сцену, для жюри (председатель — заслуженный артист Украины Владимир Талашко) — увлекательными спорами в определении степени таланта в области, которая с трудом поддается судейству, и желанием быть предельно объективными, для оргкомитета (бессменный десятилетний председатель — Евгений Бородин) — огромной напряженной работой по превращению фестиваля в стройную организованную структуру, в которой все было бы учтено и не был утрачен привкус праздника, торжества. Беззаботными оставались только зрители, в обязанность которых входило радоваться от встречи с прекрасным, то есть со спектаклями фестиваля.

Территория театрального общения была обширной, увлекательной и познавательной. Среди участников были коллективы со столетней историей (Народный ТЮЗ «Чародей» ДК ПО «Днепропетровский трубный завод») и совсем молодые, как, например, с двухлетней историей, театр-студия пантомимы «Искусственное тело» из Северодонецка. В основе многих коллективов — идея студенческого театра эстрадных миниатюр. Форма и выражение замыслов артистов и режиссеров различны, но стоит отметить, что все стремятся решать на серьезном уровне одну из главных проблем искусства — исследование внутреннего мира человека. Отсюда обращение к серьезным авторам, интересной драматургии. Пластические поиски иллюстративных мотиваций текстов абсурдистской драмы показал Молодежный театр «Алиса» (Николаев) в спектакле «Жертвы долга» Э.Ионеско. Романтика и суровость жизни по Александру Грину присутствуют в спектакле «Когда приходит корабль» Народного театра миниатюр «Маски» (Днепропетровск). В наше время перенесли события комедии Гольдони «Трактирщица» актеры Театра «Бам-Бук» (Краматорск), Народный ТЮЗ «Чародей», прибегнув к форме современного мюзикла, используя образную сценографию, сумел сделать содержание сложного философского материала — «Чумы» А.Камю — понятным, способным взволновать и заинтересовать.

Лидерами творческого соревнования на фестивале «Рампа» стали три коллектива. Эти спектакли сделаны на таком уровне, что даже неловко квалифицировать их как самодеятельное творчество. Гран-при фестиваля —телевизор — увез в Одессу Молодежный театр «Тур де Форс» Одесской юридической академии. «Tour de forse» — толчок к движению, смысл творчества этого театра — стремление к Доброте, Чистоте, Любви. В ключе их кредо и представленный спектакль «Оркестр» Ж.Ануя (реж. Наталья Князева). Возникшие ассоциации с феллиниевской «Репетицией оркестра» сразу задали тон образных обобщений. Оркестр — как модель общества. Семь типов женщин, как семь нот, играют пьесу, автором которой стала сама жизнь. В спектакле представлены разнообразные характеры, их взаимодействие, неприятие друг друга, отталкивание. Интересно найдено пластическое изображение игры оркестра, лейтмотивом проходит идея привязанности человека к месту работы как источнику существования, зависимости от него, возможности идти на компромиссы в боязни лишиться его. Молодежный народный театр-студия профтехобразования «Черный квадрат» (Киев) существует больше 10 лет. «Слушай песню ветра», спектакль по мотивам произведений Х.Мураками и Р.Бредбери (реж. Анатолий Неелов), представил этот театр на фестивале и получил приз за лучшую режиссуру. Взяв творческим принципом импровизацию как основу актерской игры, участники театра «Черный квадрат» делают эту разработанную импровизированную игровую структуру главной в своих спектаклях. Острая, эпатирующая завязка сразу вовлекает зрителей в событие. При минимуме постановочных ухищрений режиссер сосредотачивается на актерах. Они точны в выполнении сверхзадачи, предельно органичны и пронзительно правдивы. Казалось бы, четыре простые миниатюры, обыкновенные диалоги, но в них актеры словно бы разгадывают суть бытия и говорят о самом главном.

Приз за лучшую режиссуру с А.Нееловым разделил Сергей Бондаренко за авторский спектакль «Кукольник» Театра-студии пантомимы «Искусственное тело». С.Бондаренко создал художественное произведение, цельное по форме, мысли, содержанию, воплощению. Актеры работают на высочайшем уровне в технике пантомимы. В спектакле сыграна история человечества, созданная мастером кукла проходит все этапы усовершенствования — и вот она уже почти новый человек. Мысль о возможности подмены сущности человека механистичностью куклы приводит к выводам глобальных масштабов. Спектакль, как истинное произведение искусства, выполняя прежде всего эстетическую миссию, заставляет задумываться о перспективах человечества, обратившего технический прогресс против себя же.

А фестиваль «Рампа» заставил задуматься о перспективах молодежного театрального движения, он дольше всех существует в Украине, признан за ее пределами. Народные коллективы борются за право представлять свой город на этом фестивале. Десятилетняя история, по словам организаторов, дает четкую картину роста профессионализма, заинтересованности, серьезного отношения к «не основному» месту работы. За эти годы выросло свое поколение зрителей-рамповцев. Конечно же, это подготовленный театральный зритель и для профессиональных театров. Значит, в проигрыше — никого. Несмотря на наличие определенных призов, победители в этом фестивале все: и участники, и организаторы, и зрители. И навсегда в их сердцах останется своеобразный пароль, вот уже десять лет сопровождающий фестиваль: «Днепропетровск, весна, «Рампа».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК