В 1996 году Восточноевропейский институт психоанализа (штаб-квартира в Петербурге) отмечал 100-летие этого всем известного направления да еще 140-летие со дня рождения его основателя, «отца и провидца» Зигмунда Фрейда (1896-1939). Правда, всегда считалось, что психоанализ начался с работы «Толкование сновидений» (1900), но эта разница в четыре года вовсе не важна для таких пышных торжеств с проведением представительной международной конференции о «возвращении России в мировое психоаналитическое сообщество» и с вручением почетных призов «Большой русский Фрейд» и «Русский Фрейд».
Кроме рассекречивания и активной публикации самого Фрейда, его наследников, детей, отколовшихся и ушедших в свои области учеников, неофрейдистов, на территории бывшего СССР происходит и новое своеобразное осмысление психоанализа.
Из всех публикаций последних девяти лет на эту тему можно восстановить систему, первоначально разработанную Фрейдом. Исходя из клинической практики, работы с невротиками и другими психическими больными Фрейд нашел необходимым обратить внимание на сновидения, оговорки, описки, на тайный смысл, заложенный в них. А уже на основе интерпретаций этих явлений выросла основательная теория сознания, которое в основном предопределено тем, как в детском возрасте ребенку запрещали удовлетворять инстинктивные сексуальные потребности. Энергия либидо - главный двигатель человека по Фрейду, а главное желание - удовлетворение сексуальных потребностей. Общество с самого детства запрещает это ребенку, поэтому все «главное» вытесняется в бессознательное, а оттуда тайно и неведомо вершит судьбу человека.
Современные размышления
Из беседы с кандидатом психологических наук, доцентом факультета социологии и психологии Киевского университета им.Тараса Шевченко Грабской Ириной Адамовной.
Психоанализ - хоть и консервативное, но достаточно уважаемое направление. Это определенный объяснительный принцип, модель, с помощью которой профессионал может работать. Это как карта территории, на ней многое очень точно обозначено. Любое направление в психологии (теоретическое или практическое), которое рождалось после психоанализа, не могло его не заметить, отталкивалось от его идей, вело с ним полемику. И многие из этих направлений еще просто не созрели до такого уровня «протоптанности тропинок» на своих картах. Когда психоанализ зарождался, он был революционным для объективной науки, занимающейся исключительно экспериментами или самонаблюдением. Психоанализ был первым терапевтическим направлением, в нем сформировались основные принципы психологической терапии, позиция аналитика-терапевта.
Кстати, целесообразно различать понятия «психотерапевт» и «психоаналитик». Психоаналитиком называют последователя Фрейда в теории или в практической терапии. Последователи учеников Зигмунда Фрейда могут также называться юнгианскими аналитиками, неопсихоаналитиками и т.д. Психотерапевт же излечивает или по крайней мере старается излечить психологические недуги, неврозы, депрессии и т.д. с помощью различных методик и терапевтических технологий, в том числе и психоаналитических.
Психоанализ известен очень широко не только в профессиональных кругах, от части благодаря тому, что он очень похож на миф, красивый метафорический образ. Комплекс Эдипа, как локомотив, пронес триумфальный поезд Фрейда через весь земной шар, но это не история о реальном стремлении к инцесту. Точно так же трагедия Софокла «Царь Эдип» - не история об инцесте, а драма Рока, мощного переживания человеком его судьбы. Вопросы «Что я могу в этом мире сделать?», «На что я способен?» с раннего детства и до седой старости у человека вызывают очень сильные эмоции переживания, не зависящие от любви к матери или отцу. Фрейд попытался повернуть науку лицом к мифу. Ведь и мы, когда сильно переживаем, мыслим не как взрослые ученые мужи, а как дети или люди на заре человеческой истории, - мифами. В такие минуты очень сложно объяснить наше поведение однозначной моделью, оно многозначно.
Фрейд заворожил буквально всю интеллигенцию такой многозначностью старого культурного мифа, введенного в науку. Только когда среди искусствоведов, писателей, художников он получил широкое распространение, только тогда он вернулся к психологам и медикам как терапевтическое средство и уже в третью очередь он появился у ученых как объяснительный принцип.
Психоанализ в культуре ХХ века
М.Бахтин в критике фрейдизма по состоянию на 1927 год говорил о его замкнутом сектантском характере, о том, что аналитики цитируют только сами себя, что их не признают даже философские энциклопедии. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Проблемы, которые волновали Фрейда, сейчас считают философскими, психологическими, терапевтическими, религиозными и т.д.
На примере психоанализа мы могли бы проследить процесс внедрения новой, революционной идеи в научный мир и в повседневный быт.
Например, ученые высоко ценят внимание Фрейда к сновидениям, оговоркам, опискам как объектам толкования смыслов и символов человека, ведь именно их труднее всего сознательно контролировать. Из этого интереса в дальнейшем выросло внимание социологов, историков, культурологов к «низкому», обыкновенному, профанному в культуре. Внимание к бытовым фактам оценил и ненаучный мир, но по-своему. Фрейд в наше время стал одним из авторитетнейших толкователей снов, гадальщиком. Но при этом психоанализ для обывателя так и не освободился от пансексуализма. В то же время в американском обществе сложился другой стереотип. Там психоаналитик - своего рода духовный отец, единственный внимательный к вашей особе человек, и тот уделяет вам внимание только за хорошие деньги. Не зря сейчас психоанализ иногда называют заменителем религии. В Германии же это часть медицины. Психоаналитические клиники там, как и все остальные, оплачиваются по методу страховок. Такой вот Фрейд для повседневного пользования. Фрейдизм в художественном мире ассоциируется с растиражированной фигурой Сальвадора Дали. В известных псевдодневниковых записях художник частенько поминает «Зигги» для теоретического подтверждения собственных размышлений. Так для массовой культуры Фрейд становится связанным с переливающимися сюрреалистическими изображениями.
В культуре ХХ века психоанализ был камнем, брошенным в лужу. В близких к эпицентру областях это был переворот, чуть дальше - сильные изменения, еще дальше - волны, а в тихую область повседневного сознания он пришел слабым колыханием, принесшим нового гадателя и предмет анекдотов.
Ситуация в Киеве
и в Украине
с психоанализом
До Украины докатились почти все волны, но в несколько ослабленном виде. В университетах студенты работы Фрейда проходят наравне со старыми советскими учебниками, а заинтересованные обыватели почитывают его так же, как фантастику и детективы. Всего несколько серьезных ученых пробуют ввести психоанализ в наши научные круги (философские, психологические, культурологические). Ситуация с психоанализом как терапией представляет намного больший интерес.
Судя по всему, спрос на традиционный и юнгианский анализ достаточно велик, а вот предложения... Конечно, на транспортных остановках время от времени встречаются объявления типа «Психоаналитик для богатых», но насколько им можно верить?
Многим другим психотерапевтическим техникам, в принципе, можно обучиться на кратковременных курсах и по специализированной литературе. С психоанализом дело обстоит несколько иначе. Технология психоанализа как терапии - чрезвычайно сложное, закрытое для непосвященных знание, которое передается только от мастера к ученику. Настоящий психоаналитик-практик формируется как средневековый мастер: сначала он растирает краски, потом грунтует полотна, а уж дальше, через много лет, ему доверяют рисовать. Психоаналитик обязательно должен пройти личный глубокий психоанализ, «на собственной шкуре» пережить все круги своего бессознательного. Кроме этого аналитик проходит многолетнюю теоретическую подготовку, а потом работает как терапевт какое-то время под контролем специалистов (супервизоров). Аналитик постоянно, даже в самостоятельной практике, поддерживает контакт с супервизором из психоаналитической ассоциации. Таковы правила во всем мире в отношении психоанализа.
Есть еще одно серьезное предостережение. Западный анализ нельзя слепо переносить на славянскую, а тем более на украинскую почву. Ведь образы нашего бессознательного зачастую построены на совсем других мифах и сказках. Современные исследователи в России уже начинают разработку специфики русских сказок, а исследование украинских никем пока не ведется. Слабо верится, что немецкие или даже европейские схемы будут здесь естественно восприниматься - история немножко отличалась, все-таки.
Психоаналитик зачастую становится членом семьи, он очень значимая фигура для пациента, его невозможно оставить за порогом своего дома. Психоанализ не может быть проходимческим.
В Киеве да и по всей Украине мы пока можем под вывеской психоаналитика предполагать исключительно непрофессионала. Уважающий себя профессионал-терапевт в Украине не осмелится назваться психоаналитиком.
Но заметим, что профессиональные психотерапевты у нас часто пользуются отдельными методиками в специфических областях (работа с ранним детским опытом или в области мотивации) в сочетании с другими методами. Кстати, хотелось бы сказать пару слов о ситуации с психотерапией в Украине. Хорошие психотерапевты с дипломами, опытом работы и квалификацией существуют, хотя непсихологу найти их практически невозможно. В большинстве случаев терапевты имеют частную практику и связываются друг с другом на уровне личных симпатий. Организованные центры, ассоциации, клубы в основном занимаются обучающими тренингами для новых психотерапевтов, а практику не ведут. Интеграция между такими центрами минимальная. Нам удалось узнать о существовании в Киеве Социально-психологической службы в «Киево-Могилянской академии», Центра в Институте психологии, а также независимого психологического сервис-центра «Дом». Только последний из них готов реально работать с клиентами «с улицы», подбирая подходящего специалиста.
В заключение заметим, что хотя в Украине и нет психоаналитиков, а психотерапевты разбрелись во все стороны и без помощи психолога их найти сложно, но есть надежда. А психоанализ жив, уже 100 лет продержался и умирать пока не собирается.