ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ СЛОВАМИ

Поделиться
В проекте цикла поэтических вечеров «Люблю любити любов», проводимых Национальным союзом театрал...

В проекте цикла поэтических вечеров «Люблю любити любов», проводимых Национальным союзом театральных деятелей Украины, в киевском Доме актера состоялся спектакль Львовского театра им.Леся Курбаса «Марко проклятий, або Східна легенда» — драматическая симфония по поэзии Васыля Стуса (реж.В.Кучинский).

Огромное полотнище с абстракцией геометрических фигур, изображением обрывков текстов и правильным кругом посредине обозначило место действия спектакля — это была сцена, обособленный мир. Очерченные границы пространства, впустившие и потом не позволившие выйти за них актеров, с самого начала наталкивали на ассоциации с определенными рамками существовавших (будем надеяться, в прошлом) запретов. Воздух был напоен предвкушением настоящего искусства. Завораживающий внимание круг в центре полотнища напоминал место для парашютистов, указывающее координаты точного приземления. «Нырнуть в судьбу»... Театр, спустившись с высот мастерства, точно «приземлился» в заданный квадрат творческого поиска и «нырнул» в судьбу Васыля Стуса. Спектакль не имеет четкого сюжета: это тихая, но страстная исповедь, в которой буквально осязаемо существуют горькие, пронзительные и счастливые строки поэзии.

Четверо актеров ( Наталка Половинка, Владимир Кучинский, Олег Стефанов, Андрей Водичев) — как некие ипостаси души поэта, мятежные пилигримы его жаждущей справедливости натуры. Они расскажут историю жизни Стуса не только его стихами, но и своим отношением к ним. Трепетная ткань спектакля пульсирует, звучат не только слова, оживает пространство между ними и создается аура удивительного ощущения сиюминутного рождения искусства. Каждое движение актеров, немногочисленные атрибуты спектакля символичны и ассоциативны. Пламя свечи, трепещущее за решеткой самодельного фонаря, пластический этюд — и под созданный ритмичный шум поезда в воображении возникает убогая теплушка мчащегося сибирскими просторами состава. А песенно-музыкальная ткань спектакля... Мелодии «рідної чужини» возникают как из воздуха, выходят из самого сердца, в «якому діра», трагично льется неотвратимая песнь судьбы. Уникальная полифония звучания актерских голосов — вообще отличительная особенность театра им. Леся Курбаса. Здесь это качество уместно вдвойне. Тихое, сокровенное, щемяще-правдивое акапелльное пение не иллюстрирует стихи, оно составляет с ними единую плоть. Мудрые народные слова песен, проверенные десятилетиями, подтверждают болезненные, трагические размышления поэта. Их общий надрыв волнует, заставляет смиряться с неизбежным, и хоть не придумали чего-то вместо солнца, все же необъяснимое философское спокойствие мудрости обещает надежду.

В своих размышлениях о природе творчества В.Стус писал: «Що таке поет — у чистому вигляді? Людина, що виривається з обмежень звичності: поневажає приявним і прагне утраченого й досягненого» (1987р.). Театр им. Леся Курбаса спектаклем «Марко Проклятий, або Східна легенда» сумел через судьбу конкретного писателя выйти на художественные обобщения. Повествование о В.Стусе вылилось в поэтический гимн собственно природе творчества, суть которого всегда бунтарская. Пласты искусства безмерны, и то, что поэзия В.Стуса дает вдохновение рождению нового, иного искусства, доказывает, его «гонка ожидания» в мироздании продолжается.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме