Программы о культуре на нашем ТВ не жалуют. За редким исключением в отечественном телеэфире представлено единственное из искусств — эстрада, или, как принято ее нынче величать, шоу-бизнес. Да и то в виде бесконечного, набившего оскомину мелькания одних и тех же лиц, песен и клипов, сопровождающихся полной ерундой, которая пафосно именуется светской хроникой. И это, повторяю, за редким исключением — практически все. Мне могут возразить: а как же обилие фильмов, которые с избытком демонстрируются на каждом канале? Тоже ведь культура какая-никакая, учитывая качество этих самых фильмов в большинстве своем. Но не следует путать кинопоказ и программы о культуре и искусстве, в том числе и искусстве кино. Впрочем, и на это мне могут возразить, зачем, дескать, делать программы о кино, если в нашей державе оно давно перестало быть не только «главнейшим» из искусств (как его окрестили с легкой руки вождя мирового пролетариата), но отошло почти в область предания. К счастью, еще не забытого.
Ярким подтверждением тому может служить программа, точнее сказать, документальный проект Валентины Руденко «Незабутнє. Тіні забутих предків» (канал «1+1»). Показан он был довольно давно, причем в очень позднее время (вот и скажите после этого, что культурологические программы на нашем ТВ, даже на таком интеллигентном канале, как «1+1», не ходят в пасынках). Но это, на мой взгляд, не помешало авторской программе Руденко стать одним из ярких (и очень надеюсь — умным и интеллектуальным зрителем замеченных) событий телесезона. «Незабутнє...» логично вписывается в череду документальных спецпроектов (о части из них мы уже рассказывали на страницах «ЗН»), которые в последнее время активно осуществляет «1+1». И потому «Незабутнє...» это, с одной стороны, программа, точнее, фильм о фильме, воспоминание о том, как снималась картина Сергея Параджанова «Тіні забутих предків», ставшая судьбоносной и роковой для режиссера: с нее началась его мировая слава и с нее же — неприятности с властью, ставшие для художника фатальными. Но с другой, проект Валентины Руденко — это возможность с помощью ТВ осмыслить время, познать мир и себя, нас всех в нем. Конечно, в этом отношении «Незабутнє...» не имеет ни малейшего отношения к привычным, скроенным по старым лекалам программам о кино. Это документалистика высочайшего уровня, класса и вкуса, когда рассказ о съемках одного (правда, какого!) фильма превращается в рассказ о стране и народе и возможностью понять, что же произошло со страной и народом за последние тридцать пять лет. Нет-нет, в программе вы не найдете ни глобальных обобщений, ни пафосных сентенций. Зато множество простых, даже обыденных деталей, блестяще подмеченных и стилистически очень точно поданных и подчеркнутых. А получается, что вместе (или благодаря?) с жителями далекого гуцульского села, где проходили съемки шедевра Сергея Параджанова и куда приехала Валентина Руденко со своей немногочисленной группой, мы начинаем что-то очень важное понимать и о самих себе. Ведь только от нас зависит, станут ли далекие предки забытыми...
Но познать себя в этом мире можно не только обращаясь к теням предков. Можно и через контакт современной культуры, в частности — искусства кино. Пример тому — документальные проекты Валерии Мирошниченко на канале «1+1», посвященные главным мировым кинофорумам — Каннам, Венеции, Берлину (ну и нашей «Молодости», естественно — как говорится, чем богаты...). Впрочем, называть программы Валерии передачами только о кино нельзя. Более того, она всегда подчеркивает, что на чужую территорию, то есть киноведческую, не посягает, искусствоведческого анализа избегает. Но ее проекты и обычным репортажем о фестивальных событиях не назовешь. Что же тогда?
Мне кажется, они имеют несколько пластов. Первый — информационно-просветительский: что происходит, как, где и почему привлекает тысячи людей во всем мире, зачастую от мира кино далеких. Причем все это, заметьте, взгляд очевидца, прекрасно в происходящем ориентирующегося, а не доморощенное комментирование зарубежной телехроники (как часто так называемые фестивальные программы и делаются). Второй пласт — своеобразный познавательный (эта градация достаточно условна), отчасти околофестивальный рассказ об образе жизни другой страны вообще и других кинематографий в частности. И третий пласт — все-таки аналитический (хотя, допускаю, автору это определение не придется по душе). Но все же... Знакомя нас, зрителей, с новыми тенденциями в мировом кино, с модными веяниями, с культовыми персонажами, с фестивальными фильмами-фаворитами, Валерия Мирошниченко с помощью точных мазков, из фрагментов складывает довольно стройную и целостную картину современного кинематографа, современной жизни. Ведь кино, со всеми своими тенденциями, течениями, быстро меняющейся модой, разнообразием тем и образных решений, и является, если не буквальным отображением жизни, то очень чутким барометром на запросы — нравственные, духовные, социальные, политические — разных людей в отдельно взятых странах и обществах, на те общечеловеческие ценности, которые способны их объединять. Иногда очень полезно по этому барометру сверять и собственные взгляды (за неимением, увы, собственного кино).