ПРИОТКРЫТЫЙ ЯЩИК ПАНДОРЫ

03 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск № 43, 3 ноября-10 ноября 2000г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Приезда Юзефа Шайны, известного польского художника, сценографа, режиссера, в Киеве ждали. По крайней мере те, для кого искусство театра является неотъемлемой частью собственной жизни...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Приезда Юзефа Шайны, известного польского художника, сценографа, режиссера, в Киеве ждали. По крайней мере те, для кого искусство театра является неотъемлемой частью собственной жизни. Особенно те, кто уже был знаком с его творчеством ранее.

Польский театр им. Ванды Семашковой (г.Жешов) при содействии Польского института в Киеве и продюсерского агентства «Мистецьке Березілля» привез в Украину последнюю (1997 г.) работу Ю.Шайны «DEBALLAGE» («Распаковывание»).

Приехал театр из Львова, увенчанный Золотым Львом на одноименном фестивале.

В своем творчестве Ю.Шайна исповедует знаковый театр. В силу того, что Шайна в первую очередь художник, его режиссура имеет крен в сторону визуального воспроизведения сценических событий. А то, что он был узником Освенцима и Бухенвальда, сконцентрировало его мироощущение на этой теме и сделало ее приоритетной в творчестве. Одна из цитат Шайны: «Человек — это вымирающий вид... Сам себе в том способствует...» Наверно, именно в этом умозаключении — квинтэссенция спектакля «Распаковывание». Распаковывание, в смысле освобождение из чего-то, выход наружу. Разрывается «упаковка» — огромный, натянутый на всю высоту сцены лист бумаги и сквозь него, как из ящика Пандоры, лезут на свет божий всякие уродства, патологии, безумства. Шесть персонажей спектакля — некие знаковые фигуры: слепец, калека, шут, сумасшедшая, алкоголичка, ангел со сломанным крылом. Своими бессвязными речами, сумасшедшим поведением, антиэстетическими поступками символизируют они хаос мирозданья, его распад и неминуемую катастрофу. Очевидно, так понимает режиссер драму нашего мира и так отражает свое отношение к ней, фиксируя, констатируя, прославляя хаос.

Театр, сознательно формалистический, театр символов, к которому без сомнения можно отнести спектакль «Распаковывание», не имеет широкого распространения в украинском театральном искусстве, и еще не существует достаточно подготовленной культуры понимания подобных спектаклей. Может, поэтому форма режиссерского мировосприятия не задевала за живое, судьбы этих выдуманных собирательных героев оставляли равнодушными, а нарочитость и вызов их поведения попросту вызывали раздражение. Ожидалось откровение мастера, который мог бы убедить зрителя, обратить его в свою веру, а вместо этого присутствовал набор визуально-пластических картин, не связанных четким режиссерским решением и страдающих явной надуманностью.

Еще раз процитирую Ю.Шайну: «Я хотел сказать все и ничего не сказать. Я живу, и этого уже достаточно». Может, и спектакль нужно воспринимать подобным образом — просто смотрю и этого достаточно? Но ведь хочется проникнуть в замысел большого художника, ведь неспроста же сосредоточился он на этих отвратительных персонажах, человеко-драмах. Постичь-то хочется, но какова нормальная реакция человека, приоткрывшего крышку ящика Пандоры и увидевшего всю гадость его содержимого? Поскорее захлопнуть ее и не видеть всего этого. Может, и не стоило бы проводить параллель, но она невольно напрашивается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК