На экраны страны вышел фильм режиссера Тараса Ткаченко "Гнездо горлицы". А сам режиссер тем временем возглавил Национальный союз кинематографистов Украины. В интервью ZN.UA Тарас рассказал о ближайших фестивальных маршрутах "Горлицы", а также прояснил свои главные шаги на посту руководителя киносоюза.
Дарина, героиня "Горлицы", едет на чужбину, на заработки в Италию, - не от хорошей жизни. Ее муж работу потерял (стал пить водку), подросла дочь, а денег на семью не хватает. Заробитчанство, даже в замечательной Италии - это далеко не сахар, ведь Дарина ухаживает за довольно капризными клиентами-работодателями. И со временем, вернувшись на родную Буковину, понимает, что многое в ее жизни заметно изменилось...
В "Горлице", как известно, свою последнюю главную роль сыграл Виталий Линецкий. В роли его жены, заробитчанки Дарины, - Римма Зюбина.
Производство фильма Тараса Ткаченко совпало с драматическими испытаниями для Украины. Финансирование начинало одно Госкино, возглавляемое Екатериной Копыловой. Поддержку картины Госкино продолжило уже с новым руководителем - Филиппом Ильенко. 50% бюджета этой картины - государственные средства, остальные 50% - от инвесторов. Как известно, в разгар работы над фильмом, в июле 2014-го, ушел в мир иной Виталий Линецкий... И режиссеру пришлось кое-что изменить в сценарии.
Но, к счастью, фильм все же добрался и до отечественных экранов, и до международных фестивалей.
Впервые украинцы увидели "Горлицу" летом на Одесском международном кинофестивале. Тогда же появились и первые рецензии. Почти все критики отмечали важность выбранной режиссером темы - украинские заробитчане. Конечно, были и критические замечания. Как без этого?
Сам режиссер еще летом в интервью "Би-би-си Украина" отмечал: "Пять миллионов украинцев работают за границей. Это каждый десятый украинец. Или каждый трудоспособного возраста. Возможно, это самое масштабное социальное явление в Украине. Возможно, даже масштабнее войны из-за такого количества втянутых в это людей. Украине очень необходимо актуальное социальное кино. О том, что происходит с нами - именно сейчас".
Напомню, что ленту снимали на Ивано-Франковщине, в живописной Вижнице, были съемки также за границей - в Генуе и некоторых других местах.
- Тарас, а сколько копий "Гнезда Горлицы" в ближайшее время попадет на экраны разных городов Украины?
- Поверьте, я вовсе не кокетничаю, но действительно этого не знаю. Дистрибуцией нашей картины занимаются Владимир Филиппов с Богданом Батрухом. И количество копий до сих пор редактируется-уточняется.Все зависит от того, сколько копий "Горлицы" согласятся взять в прокат именно украинские кинотеатры. На данный момент это число приближается к сотне.
- Можете припомнить, сколько времени продолжалась работа над картиной - от идеи до финальных аккордов?
- Да, конечно. Продюсер Владимир Филиппов обратился ко мне с этой идеей еще в середине 2013-го. Было предложение участвовать в питчинге. А сценарий фильма "Гнездо горлицы" стал одним из победителей конкурса "Коронация слова" еще в 2012-м. Свой фильм мы завершили буквально в преддверие нынешнего Одесского кинофестиваля, где и состоялась премьера. На фестивале, как известно, "Гнездо горлицы" получило Гран-при как лучший украинский полнометражный фильм.
- "Гнездо", как известно, предусматривало географию съемок в различных местах и городах. Где вам было сложнее, а где - легче всего снимать свой фильм?
- Знаете, сами съемки были не очень проблемными. Более энергозатратным для меня является процесс планирования таких съемок. За границей, кстати, все было очень хорошо. Партнером фильма в Италии выступила Лигурийская комиссия. Она обеспечивала получение разрешений, помогала в поиске локаций. Благодаря этой комиссии нам практически бесплатно предоставили и проживание, и объекты для съемок. Снимали в Генуе творческой группой из 16 человек.
Впрочем, без определенных проблем съемочный процесс невозможен вообще. Помню, в Карпатах съемки проходили в предзимний период. И днем было очень тепло - плюс 15–20 градусов, а ночью - минус 5. А так особых организационных проблем не было.
- Какие международные кинофестивали покажут в ближайшее время украинское "Гнездо горлицы"?
- В ближайшее время - кинофестиваль в Мангейме (Германия). Этот город ждет наших представителей 16 ноября. Далее - Финляндия, Стокгольм (Швеция). Совсем недавно мы были на Днях украинского кино в Будапеште. Наш фильм открывал этот кинофорум.
Я был очень удивлен, что большинство зрителей в зале - венгры, а не украинцы. А показ картины проходил в самом старом центральном кинотеатре города - Uránia National Film Theatre. Это очень красивый кинотеатр, похожий на оперный театр в мавританском стиле. Зал был переполнен, ставили даже дополнительные стулья.
После показа многие зрители подходили ко мне, пожимали руку. Значит, оказывается, иностранцы поняли украинскую картину. Хотя я думал, что "Гнездо горлицы" - наша ментальная лента, которая будет понятна только в Украине. Не буду хвастать, но картину за границей принимают хорошо.
- Тема украинских заробитчан становится все актуальнее. Ведь поток этих заробитчан не уменьшается. Возможно, планируете продолжить эту тему уже в других проектах?
- Пока что таких планов нет. Понимаете, я не хочу стать режиссером одной темы, некоего социального бэкграунда. Мораль "Горлицы" - жить надо в любых обстоятельствах. Но разрабатывать эту тему повторно - азарта нет.
- Нельзя обойти фигуру Виталия Линецкого... Будь ваша воля и воля Божья, какие классические сюжеты вы экранизировали бы с этим актером в главной роли?
- Трудно ответить на этот вопрос... Ведь история не знает сослагательного наклонения. Я как режиссер, конечно, звал бы Виталия в свои дальнейшие работы - и из резона художественного (он был замечательным актером), и сугубо по-человечески...
- Ленту уже увидели зрители Ивано-Франковска и некоторых других городов. В соцсетях появляются положительные отклики. А негативные отклики встречались, таких много?
- Видите ли, я и сам знаю определенные недостатки этой картины. Например, не очень хорошо сняты-разработаны отдельные актерские линии, в частности линия депутата и его сына. В основном такие претензии. Еще упрекают в том, что, дескать, в "Горлице" я показал женщин более сильными, чем мужчины... Но я бы не назвал такие замечания аргументированными.
- Почему?
- Потому что такова наша история. И такова драматургия в основе фильма. На момент, когда создавался сценарий, Украина жила в несколько других условиях. Это уже сегодня наши мужчины доказали, что у них настоящая сила воли. И если бы я сейчас начинал работу над новой лентой, то изобразил бы мужчин сильными, мужественными, выносливыми...
- Совсем недавно вы возглавили Национальный союз кинематографистов Украины. Какие первые шаги планируете сделать в ближайшее время - в плане обновления этой структуры и более эффективного ее функционирования?
- Во-первых, такую упроченную структуру нельзя слишком резко трогать, поскольку можно в результате наделать много бед. Ведь получить доступ к материальным активам союза слишком много желающих. Во-вторых, надо принять в союз адекватную творческую молодежь, которая придаст целебную энергию этой организации. Это очень важно - максимально агитировать и привлекать молодых к общему делу.
С удивлением обнаруживаю, что довольно известные украинские режиссеры, операторы, актеры до сих пор не являются членами союза. Вот я и хочу, чтобы эти художники стали результативным ядром организации, ведь они - профессионалы.
И, в-третьих, - надо найти для союза юридическую фирму-партнера, которая помогла бы разработать нам пакет авторских соглашений. Они должны быть образцовыми документами, чтобы аргументированно вести диалог с продюсерами.
Важно также привлечь к союзу активных продюсеров, чтобы между продюсерами и художниками возник диалог внутри союза, а не вне его.
- А как сегодня реально привлечь молодых к союзу? Охотно ли они откликаются на ваше предложение вступать туда?
- Пока что молодежь действительно сомневается, стоит ли быть членами киносоюза. Поэтому активируем сугубо персональный подход. То есть с каждым лично надо говорить и убеждать. Но заметьте, что от внеочередного съезда прошло не слишком много времени - всего три недели. Работа только начинается. Да и технически это сложно. Одно дело - человек по телефону соглашается вступить в союз, и совершенно другое - когда этот же человек реально найдет время и физически приедет в офис.
К сожалению, электронных подписей у нас нет, осталась еще старая бюрократия с бумагами.
- Что можно было бы сделать в ближайшее время, чтобы киносоюз стал современным общественным организмом, а не дублировал формат старого советского кинообъединения?
- Для этого надо превратить союз в инструмент профессиональной защиты. Еще думаем, какую форму для этого выбрать - форму профсоюза или творческой гильдии. Кинодеятели должны знать, что союз их защитит в профессии.
Если эту важную функцию организация не будет выполнять, то и перспектив развития у такой структуры не будет.
Для меня это вызов. Это защита профессиональной деятельности в целом - права режиссера, продюсера, взаимные права. А также поддержка авторских прав. Пока что все это держится на сугубо частных договоренностях.
- Если говорить о вашей новой молодой команде, кто эти люди, кто будет помогать вам строить обновленный союз?
- Сейчас ситуация следующая. Союз на съезде избрал не только председателя, но и членов правления. 42 человека. Уже из числа правления будет избран секретариат.
Кто вошел? Дмитрий Томашпольский, Роман Ширман, другие деятельные люди, способные работать. Знаю их задор, творческий потенциал. Так что создать действующий секретариат удастся - убежден.
Я сам работал в предыдущем секретариате, видел работу тех, кто эффективно себя показал - не только как генератор идей, но и как практик.
Например, Дмитрий Томашпольский. Он был инициатором создания кинотеатра украинского фильма "Лира". А Роман Ширман инициировал премию Национального союза кинематографистов как ежегодную награду.
Поэтому полагаюсь на активных специалистов и в будущем. Будут также созданы отдельные комиссии, куда войдут члены союза, более подкованные в том или ином направлении.
- Какие видите пути реального финансирования киносоюза, учитывая довольно скромные поступления из госбюджета?
- Скажу честно: пока что не вижу никаких особых путей. Действительно, Кабмин на содержание союза выделяет скромное финансирование. В чем выигрываем перед другими аналогичными общественными организациями? В том, что в нашем распоряжении есть Дом кино. И благодаря зданию можем заработать кое-какие средства.
Само здание, как вы понимаете, давно нуждается в ремонте, техническом переоснащении. Это вообще первоочередная задача. И на это также необходимы средства. Привлечение к этому внешнего инвестора - довольно опасная вещь. Ведь так можно потерять последнее имущество союза.
Надеяться на помощь государства - наивно. Вот сейчас и стоит вопрос - как удержать этот баланс?
Знаю, что мой предшественник Сергей Трымбач неоднократно пытался поднять вопрос переоборудования и ремонта Дома кино, даже составил техническую смету... Впрочем, союз не может использовать кинозалы Дома кино с коммерческой целью, поскольку у нас нет лицензии на коммерческие показы лент, ведь мы неприбыльная организация.
Следовательно, есть много подводных течений вокруг этого и других вопросов.
Но все же думаю, что путь к становлению Союза как самодостаточной организации - модернизация Дома кино и преобразование его в современный кинематографический и фестивальный центр.
Это здание выполняло такую функцию, когда я был еще студентом. Сейчас, к сожалению, там не бурлит жизнь так, как это было раньше.
- Возможно, планируете какую-то яркую творческую акцию, которая символизировала бы, собственно, ребрендинг киносоюза, стала точкой отсчета новой жизни старой киноорганизации?
- Подчеркиваю, что я очень недолго занимаю эту должность. А для того чтобы сделать ребрендинг, надо глубоко погрузиться во все проблемы этой организации, крепко встать на ноги, привлечь творческую молодежь. Словом, набраться силы и отваги.