Известно, что Вольфганг Амадей Моцарт еще в детстве проявил выдающиеся музыкальные способности. Мало кому известно, что учиться композиции он начал... у Антонио Сольери. И уж как хочется, чтобы всем стало известно, что речь в данном случае о сыне великого Моцарта. Его имя - по воле матери - полностью слилось с именем отца. Его творчество незаслуженно «растаяло» в жарких лучах всемирной славы гения.
И говоря о том, что огромный пласт жизни Вольфганга Амадея Моцарта-сына связан с Украиной (на Львовщине он жил и творил 27 лет!), хочу отметить то главное, что не может не угнетать душу: именно во Львове прозвучал последний трагический «аккорд» в судьбе композитора - он навсегда перестал писать музыку и выступать как пианист.
Путь к бездне был долог. Последний сын Моцарта родился 26 июня 1791 года, когда отец находился в отъезде. И это само по себе было символичным. Великий композитор, который рано ушел из жизни, так и не коснулся воспитания, а тем более образования своего мальчика. А ведь на протяжении многих лет сыну пеняли подражанием исполнительской манеры гения, его композиторскому стилю. Он был обречен на вечное сравнение исключительно с мировым светилом. А можно ли сравнивать мерцание далекой звезды с сиянием солнца?
Названный при крещении Францем Ксавьером Вольфгангом, иное свое имя - в унисон отцовскому - он обрел в 1805 году, когда мать представила юного музыканта венской публике. Тем самым она решила подчеркнуть духовную связь между двумя Моцартами - и не без основания! Публичные выступления сына как пианиста и композитора имели шумный успех, а один из учителей мальчика объявил, что в его кантате есть «ария, которой бы не постыдился отец». Как видите, имелись в виду отнюдь «не схожесть» или «подражание».
Однако как тут не вспомнить высказывание видного музыкального исследователя Отто Бибы: кого гений Моцарта вывел на сцену, того он будет мучить и одновременно любить. И уже в 1808 году молодой Вольфганг Амадей покинул Вену, которая пребывала в ореоле отцовской славы. В какой-то степени выбор пристанища для творчества определили, видимо, венские встречи с русскими дворянами и военными. Тогда же он посвятил «Фортепианные вариации на русскую тему» генерал-майору Алексею Ермолову. И не исключено, что именно по генеральской рекомендации вскоре было получено место учителя в усадьбе Виктора Баваровского неподалеку от Львова. 14 суток заняла дорога от Вены. И кто знает, о чем думал наш путник? О чем мечтал? Знал одно - духовная связь с родиной сохранится через письма к матери, через пересылку в Лейпциг своих сочинений.
И опять - обрыв мелодии, или, как говорят музыканты, прерванный каданс. Лейпцигские издатели пошли на поводу капризов публики, которая непременно хотела видеть автора на сцене. И - перестали печатать его сочинения.
Удар в какой-то мере смягчили почти четырехлетние гастроли композитора. В длительный вояж он отправился в 1818 году. Выступал в Житомире, Киеве, Польше, Прусии, Дании, в Копенгагене, где удалось повидать матушку. Далее - Северная Германия, Лейпциг, Дрезден. И наконец... 15 апреля 1820 года - встреча с Веной. И в мелодию жизни ворвались фальшивые ноты. Публика требовала одного: самоличного исполнения только... произведений отца.
12 лет отсутствовал Моцарт в Вене, а покинул ее... через два месяца. Продолжил скитания в поисках собственной неповторимой судьбы. Гастролировал в Северной Италии, Швейцарии... А вот Южную Германию, Зальцбург, Мюнхен посетил как путешественник - без концертов.
И опять заветная стрелка внутреннего компаса указала на Вену, которая одновременно для его творчества была и колыбелью, и прокрустовым ложем. Наверное, ради сохранения гармонии с миром, а это так важно тому, кто служит Истине, Моцарт пошел на компромисс. За полтора года он дал всего один концерт, всецело отдавшись преподаванию фортепиано и музицированию в кругу близких друзей.
И опять мачеха-Вена отвергла его... Моцарт вернулся во Львов. Там не была, как в Вене, определена ему пожизненная «должность» сына. Там нашла его слава ведущего педагога. Опыт гастролей по Европе переплавился в создание большого смешанного хора святой Цицилии, музыкального общества нового типа. Пост капельмейстера Львовской оперы давал хлеб насущный. А вот духовный... Именно на украинской земле, как ни горько, он навсегда похоронил себя. Как композитора. Как пианиста. И именно тогда он посчитал возможным вернуться в Вену.
Отрекшись от композиторства и исполнительства, он остался не тенью своего отца, а его лучезарным сыном. В 1842 году по случаю открытия памятника гению в Зальцбурге Вольфганг Амадей Моцарт дал публичный концерт. Последний в жизни.
Но его отречение от мира как художника не принесло желанного покоя. 28 июля 1844 года в Карловых Варах умер человек, одаренный истинным талантом и посчитавший себя не вправе заниматься творчеством только потому, что носил имя гения. Вот его объяснение собственной судьбы: «Благодари Бога, что ты не сын знаменитого отца. Ты можешь наслаждаться тем, что ты создаешь и продвигаешь вперед, неважно - великое или малое, - ты имеешь на это право».
От чего же отрекся творец? Внимательные исследователи отмечали его яркое дарование, абсолютное отсутствие подражания Моцарту-отцу - даже невольного! Скорее это развитие моцартовских идей на пути к Шуберту. Большой интерес представляют его концерты для фортепиано с оркестром, вариации, в том числе и на украинские темы, сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано. Его глубоко меланхолические полонезы, в которых слышатся отзвуки русского и польского фольклоров, много позднее глубоко взволновали Иоганеса Брамса. Но в то время уже никто не помнил об их авторе...
Что в имени твоем? По мнению знатоков вся трагедия младшего Моцарта заключалась в том, что в головах современников просто не укладывалась возможность существования двух композиторов, носящих одно имя. Светлая память обоим. Во имя Отца и Сына и Святого Духа Искусства!