ПОЗНАЕМ СЕБЯ — И МИР НАС БУДЕТ ЗНАТЬ

Поделиться
Киноведы, предсказывавшие на период 90-х годов выход в свет не более 70—80 фильмов, очень даже ошиблись...

Киноведы, предсказывавшие на период 90-х годов выход в свет не более 70—80 фильмов, очень даже ошиблись. Об этом свидетельствует изданный каталог «Українське ігрове кино 90-х років» (альбом компакт-дисков), который готовился в течение 2000—2002 годов коллективом авторов (работники Союза кинематографистов Украины и Национального центра Александра Довженко) во главе с киноведом Сергеем Трымбачем, при финансовой поддержке Международного фонда «Відродження», согласившегося предоставить ее лишь при условии подготовки каталога в современном варианте, а именно на CD-ROM дисках. Пришлось согласиться, и по этому поводу Сергей Трымбач подчеркнул: «Мы пошли в определенной мере на риск, поскольку никакого опыта в подобных делах не имели, особенно я». Вскоре Наццентр планирует создать сайт, куда будет помещен этот каталог.

Тираж компакт-дисков — одна тысяча экземпляров, а относительно сферы их распространения — это будут посольства, архивы, дирекции кинофестивалей, обещают несколько экземпляров для студентов творческих вузов.

Каталог — первое такое издание в практике отечественной экранной культуры, более того: издание такого типа на электронных носителях — явление мало распространенное даже в большинстве кинематографических стран. Все тексты в нем представлены на двух языках — украинском и английском, что, как считают основатели, расширит круг потребителей и пользователей. В каталог входит разнообразная информация о фильмах (их 259), персоналиях по профессиям, киноучреждениях, киноизданиях и кинофестивалях, библиография, а также много фотографий, подвижные фрагменты кинолент (таких 61). В печатном варианте это была бы книга страниц на 800. С точки зрения удобства и портативности — различие довольно ощутимое.

Во время работы над изданием возникали неожиданные трудности. В отличие от кинофонда России, которому уже 50 лет, кинофонд Украины страдает от неразберихи и правового своеволия, приведшего к огромным потерям необходимой и ценной информации. Если бы архив был создан хотя бы в 1991—1992-м, ситуация не оказалась бы такой сложной, и в ответ на вопрос киноведов, сколько фильмов вышло за период 90-х годов, не звучало бы «не более 70—80». Да и сам господин Трымбач сознался, что его поразило большое количество фильмов 90-х годов, еще больше — их непрофессионализм. Имена некоторых авторов и режиссеров «произведений искусства» так и не удалось отыскать. Ну, сегодня таких проблем с авторством нет. Зато существуют другие — есть профессиональное кино, профессиональный режиссер, но имя его, принадлежность к государству замалчиваются. Почему так происходит, и сколько это будет продолжаться? — с такими вопросами на презентации каталога обратились представители «ЗН» к Анне Павловне Чмиль — заместителю госсекретаря Министерства культуры и искусств Украины. Почему до сих пор на всех фестивалях украинские фильмы, произведенные совместно с Россией, нигде никем не упоминаются как коопродукция, а представляются исключительно как продукция россиян? Анна Павловна признала существование такой проблемы и заверила, что Министерство культуры Украины по этому поводу высказывало свой протест дирекции фестиваля и обращалось к Министерству культуры России с просьбой отказаться от умышленных попыток припрятать достижения украинского киноискусства, присвоив их себе. Именно так и произошло с фильмом Киры Муратовой «Чеховские мотивы», представленным на XXIV Международном московском кинофестивале, деньги на который, кстати, а именно миллион гривен, выделило режиссеру Министерство культуры Украины. Они и составили финансовую основу кинопроекта, в отличие от дополнительных денег России. Чтобы в будущем застраховать себя от недовольства братьев-соседей по поводу присвоения кинопродукции, россияне — нет, не просили, а фактически принуждали Киру Муратову подписать соглашение о том, что следующую работу она будет реализовывать исключительно с Россией, на что она, говорят, ответила категорическим отказом. Интерес к Кире Георгиевне сильно растет не только со стороны россиян. Скоро из Штатов в Киев прибудет исследовательница творчества Муратовой, и уже в апреле следующего года в США планируется издание ее книги и полная ретроспектива фильмов.

Небезосновательный интерес к себе продолжает вызывать Андрей Жолдак. Есть информация, что Жолдак подал заявку на фильм под рабочим названием «Корова». Анна Петровна информацию подтвердила и добавила, что Министерство культуры сделает все для реализации проекта и даст 900 тысяч гривен. Надеемся, каталог 2000—2010 годов будет отмечен пусть не большим количеством фильмов, зато их высоким качеством и профессионализмом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме