Нынешний солист Цюрихского оперного театра (Цюрих Оперзхауз), до недавнего времени солист Национальной оперы Украины, Валерий Мурга довольно долго частными путями искал возможность ознакомиться с европейской оперной школой. Валерий Мурга — ученик известного украинского баритона Виктора Куринова и протеже оперной примадонны Евгении Мирошниченко. За плечами певца — участие, победы в восьми международных конкурсах.
Но, по признанию самого Валерия, много препятствий было у него на пути к оперной сцене вообще. Отметим только такой факт: его, первого украинского участника и финалиста регулярно проходящего в Кардиффе по инициативе Би-би-си престижного конкурса на звание лучшего певца мира, в свое время не хотели брать в состав труппы Национальной оперы Украины.
Скоро исполнится три года, как Валерий Мурга поехал сначала на стажировку, а потом на полноценную работу в Цюрихский оперный театр. Как же началась западноевропейская карьера украинского певца? Что он чувствует вдалеке от дома? Какие принципиальные отличия нашей вокальной и западноевропейской школ? Обо всем этом и о многом другом предлагаем разговор с Валерием Мургой, состоявшийся в Киеве во время его отпуска.
— Почти три года назад я приехал в Цюрих как стажер, — начал свой рассказ Валерий. — У нас в киевском театре тоже есть стажерская группа. И после года пребывания в стажерской группе с певцом или прощаются, или приглашают его петь дальше... В Цюрихе стажерская группа называется оперной студией. Набирают ежегодно в среднем 10—15 певцов. Там они концертируют при театре, ставят небольшие спектакли. И вот в течение года я находился в этой стажерской группе. Не могу сказать, что у нее очень высокий уровень...
— Первый год — испытательный срок. Но из чего, собственно, складывалась твоя школа творческого мастерства на Западе?
— Имел возможность посещать все спектакли Цюрихской оперы. Только в течение первого года прослушал, наверное, всех мировых звезд среди баритонов, басов...
Начинал с небольших партий, меня просто проверяли, на что способен. И первые шаги делал с очень хорошими дирижерами — Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым, Нелло Санти, Марчелло Виотти... Нелло Санти сейчас как икона для Европы! ОН дирижирует без партитуры, все оперы знает наизусть...
Постепенно мне начали доверять и большие партии. Сейчас работаю над партией Али из оперы Россини «Итальянцы в Алжире». Хорошая партия с красивой арией. Понемногу набираю баллы, но все постепенно. Главное — есть перспектива.
И там, в Цюрихе, я начал пересматривать свой вокал. Различие между украинской, русской вокальными школами, с одной стороны, и западной — с другой, просто огромно! Общая культура проявляется всюду! В Украине певцы имеют фантастические голоса, об этом знает весь мир. Но культура обучения пению, звуковедению и тому подобное — не на высоте. У нас мало уделяется внимания общекультурному образованию, работе на эрудицию певца. В Европе начинают работать с любым голосом — сильным и не очень — и воспитывают его с точки зрения музыки, а не сугубо голоса. Звуковедение и культура пения — на первом месте!
— Какие принципиальные отличия в работе двух театров — Национальной оперы Украины, где делал первые профессиональные шаги, и Цюрихской оперы, где уже утверждаешься как певец международного класса?
— Это вещи, так сказать, несравнимые... Структура цюрихского оперного, возможно, является образцом для всех театров мира. Аргументы такие: театр — полуакционерное общество, имеющее свыше тысячи активных небезразличных спонсоров. Регулярно выделяются огромные средства на все мероприятия театра. Два раза в год акционеры встречаются, чтобы обсудить все актуальные вопросы. В течение прошлого года спонсоры выделили 140 миллионов долларов на мероприятия театра. Отсюда и, так сказать, его производительность. Все современные оперные звезды с готовностью поют на сцене цюрихского театра. В этом большая заслуга его дирекции.
Один лишь момент, который хочется отдельно подчеркнуть, — театр имеет 18 премьер в году! Такой роскоши не может позволить себе ни один другой театр в мире, в частности прославленные «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Метрополитен-Опера»...
Что же касается Киева, то, разумеется, учитывая затяжной экономический кризис, наш театр в очень сложных условиях. Спонсоры время от времени появляются и у Киевского оперного театра, но пока, к сожалению, все это нельзя считать серьезным спонсорством. Когда же речь идет о певцах, оркестре, балете, о творческом уровне театра — это все выше всяческих похвал. Их знают, их уважают, их ценят! Почти в каждом европейском театре работают выходцы из Украины...
Слышал, что с приходом нового директора происходят своеобразные революционные изменения. В принципе, убедился и воочию: недавно, побывав на гастрольном спектакле нашего киевского театра, был приятно поражен тем, что гастролирует очень много талантливой молодежи. Раньше такого не было. За границу ездили только «народные» и «заслуженные». Следовательно, перемены к лучшему действительно есть!
— За годы независимости из Украины выехали больше 40 оперных солистов. Среди них уже появились признанные в мире звезды. Проблема утечки кадров из Украины остается довольно острой. Какой выход видишь ты? Что, на твой взгляд, следует делать, чтобы те, кто уже уехал из Украины в поисках более полной творческой реализации, хотя бы чаще выступали на родных сценах?!
— Во-первых, их нужно приглашать в Украину петь. Мы должны чувствовать, что нужны здесь. Это главное! В прошлом году летом был разговор с директором Национальной оперы господином Чуприной, он обещал мне три-четыре представления, но взаимопонимания мы не достигли. Даты спектаклей постоянно менялись. Следует иметь в виду, что на Западе у всех певцов жесткие планы, из рамок которых практически невозможно выйти! В киевском театре — план спектаклей часто меняется и за месяц до постановки. И частенько наше общение сводилось к такой схеме: приехал в отпуск, зашел в театр и спросил: «Не спеть ли вам здесь что-нибудь?!»
Понимаю, хватает проблем и с действующими солистами Национальной оперы, которые очень редко выступают на сцене, а среди них много уважаемых певцов. Катастрофически мало спектаклей, и из-за отсутствия полноценной работы страдает большинство солистов театра.
— Имея опыт общения с украинскими звездами, разбросанными по всему миру, могу сказать: не последнюю роль в организации гастролей звезд украинского происхождения играет и денежный фактор. Вызывает нарекания и отсутствие надлежащей рекламной кампании по поводу гастролей соотечественников.
— Возможно, корень проблемы — в нашем менталитете: всех иностранцев мы ставим выше своих... Своих бьют и не любят, и только когда он или она поднимаются на высокую ступень всемирного признания — их начинают вроде бы замечать...
Однако справедливости ради следует подчеркнуть: большинство звезд мирового уровня украинского происхождения выступают в Украине по нескольку раз в год за весьма символическую плату, некоторые вообще не требуют гонораров. Они принимают приглашение оперного театра, ценя прежде всего внимание к себе.
В Цюрихе у нас, кстати, образовалось своеобразное украинское комьюнити, как шутливо называют эту группу, — «украинская мафия». В нее входят прекрасный баритон Стефан Пятничко, Людмила Заремба, Елена Прокина, Павел Данилюк плюс шесть танцовщиков балета. Мы остаемся гражданами Украины, и я не слышал ни от одного, чтобы кто-то хотел лишиться родного гражданства!
— Какая картинка, связанная с творческими победами, особенно запечатлелась в памяти?
— Несколько недель назад я пел Марулло в «Риголетто» с Лео Нуччи. Осталось ощущение сказки. Чего-то более величественного, чем этот баритон, я сейчас не знаю. Он признан самым лучшим Риголетто в мире. И этот тандем — гений-дирижер Нелло Санти и блестящий Нуччи — как представление в представлении. Было много импровизации, но главное — все подчинялось цели донести до слушателя атмосферу сугубо Вердиевского театра. Все это прекрасная школа для любого певца!
— Валерий, ощущаешь, что тебя начинают принимать в свой круг метры европейской оперной сцены?
— Наверное, скажу смело, — но да, ощущаю. Очень хорошо вообще принимают в театре и новых, и молодых певцов. Не совсем типичная атмосфера в творческом коллективе, поскольку всегда помогут, поддержат. Имею удивительный опыт сотрудничества с Николаем Гяуровым, Миреллой Френи, Эдитой Груберовой, Роджеро Раймонди и др.
Но чтобы занять свое место в коллективе, нужно постоянно работать над собой, быть в форме, беспрерывно совершенствоваться. И в любое время быть готовым поймать звездный миг и взойти на оперный олимп!