ПОЙМАТЬ ЗВЕЗДНЫЙ МИГ И ВЗОЙТИ НА ОПЕРНЫЙ ОЛИМП!

Поделиться
Нынешний солист Цюрихского оперного театра (Цюрих Оперзхауз), до недавнего времени солист Национа...

Нынешний солист Цюрихского оперного театра (Цюрих Оперзхауз), до недавнего времени солист Национальной оперы Украины, Валерий Мурга довольно долго частными путями искал возможность ознакомиться с европейской оперной школой. Валерий Мурга — ученик известного украинского баритона Виктора Куринова и протеже оперной примадонны Евгении Мирошниченко. За плечами певца — участие, победы в восьми международных конкурсах.

Но, по признанию самого Валерия, много препятствий было у него на пути к оперной сцене вообще. Отметим только такой факт: его, первого украинского участника и финалиста регулярно проходящего в Кардиффе по инициативе Би-би-си престижного конкурса на звание лучшего певца мира, в свое время не хотели брать в состав труппы Национальной оперы Украины.

Скоро исполнится три года, как Валерий Мурга поехал сначала на стажировку, а потом на полноценную работу в Цюрихский оперный театр. Как же началась западноевропейская карьера украинского певца? Что он чувствует вдалеке от дома? Какие принципиальные отличия нашей вокальной и западноевропейской школ? Обо всем этом и о многом другом предлагаем разговор с Валерием Мургой, состоявшийся в Киеве во время его отпуска.

— Почти три года назад я приехал в Цюрих как стажер, — начал свой рассказ Валерий. — У нас в киевском театре тоже есть стажерская группа. И после года пребывания в стажерской группе с певцом или прощаются, или приглашают его петь дальше... В Цюрихе стажерская группа называется оперной студией. Набирают ежегодно в среднем 10—15 певцов. Там они концертируют при театре, ставят небольшие спектакли. И вот в течение года я находился в этой стажерской группе. Не могу сказать, что у нее очень высокий уровень...

— Первый год — испытательный срок. Но из чего, собственно, складывалась твоя школа творческого мастерства на Западе?

— Имел возможность посещать все спектакли Цюрихской оперы. Только в течение первого года прослушал, наверное, всех мировых звезд среди баритонов, басов...

Начинал с небольших партий, меня просто проверяли, на что способен. И первые шаги делал с очень хорошими дирижерами — Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым, Нелло Санти, Марчелло Виотти... Нелло Санти сейчас как икона для Европы! ОН дирижирует без партитуры, все оперы знает наизусть...

Постепенно мне начали доверять и большие партии. Сейчас работаю над партией Али из оперы Россини «Итальянцы в Алжире». Хорошая партия с красивой арией. Понемногу набираю баллы, но все постепенно. Главное — есть перспектива.

И там, в Цюрихе, я начал пересматривать свой вокал. Различие между украинской, русской вокальными школами, с одной стороны, и западной — с другой, просто огромно! Общая культура проявляется всюду! В Украине певцы имеют фантастические голоса, об этом знает весь мир. Но культура обучения пению, звуковедению и тому подобное — не на высоте. У нас мало уделяется внимания общекультурному образованию, работе на эрудицию певца. В Европе начинают работать с любым голосом — сильным и не очень — и воспитывают его с точки зрения музыки, а не сугубо голоса. Звуковедение и культура пения — на первом месте!

— Какие принципиальные отличия в работе двух театров — Национальной оперы Украины, где делал первые профессиональные шаги, и Цюрихской оперы, где уже утверждаешься как певец международного класса?

— Это вещи, так сказать, несравнимые... Структура цюрихского оперного, возможно, является образцом для всех театров мира. Аргументы такие: театр — полуакционерное общество, имеющее свыше тысячи активных небезразличных спонсоров. Регулярно выделяются огромные средства на все мероприятия театра. Два раза в год акционеры встречаются, чтобы обсудить все актуальные вопросы. В течение прошлого года спонсоры выделили 140 миллионов долларов на мероприятия театра. Отсюда и, так сказать, его производительность. Все современные оперные звезды с готовностью поют на сцене цюрихского театра. В этом большая заслуга его дирекции.

Один лишь момент, который хочется отдельно подчеркнуть, — театр имеет 18 премьер в году! Такой роскоши не может позволить себе ни один другой театр в мире, в частности прославленные «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Метрополитен-Опера»...

Что же касается Киева, то, разумеется, учитывая затяжной экономический кризис, наш театр в очень сложных условиях. Спонсоры время от времени появляются и у Киевского оперного театра, но пока, к сожалению, все это нельзя считать серьезным спонсорством. Когда же речь идет о певцах, оркестре, балете, о творческом уровне театра — это все выше всяческих похвал. Их знают, их уважают, их ценят! Почти в каждом европейском театре работают выходцы из Украины...

Слышал, что с приходом нового директора происходят своеобразные революционные изменения. В принципе, убедился и воочию: недавно, побывав на гастрольном спектакле нашего киевского театра, был приятно поражен тем, что гастролирует очень много талантливой молодежи. Раньше такого не было. За границу ездили только «народные» и «заслуженные». Следовательно, перемены к лучшему действительно есть!

— За годы независимости из Украины выехали больше 40 оперных солистов. Среди них уже появились признанные в мире звезды. Проблема утечки кадров из Украины остается довольно острой. Какой выход видишь ты? Что, на твой взгляд, следует делать, чтобы те, кто уже уехал из Украины в поисках более полной творческой реализации, хотя бы чаще выступали на родных сценах?!

— Во-первых, их нужно приглашать в Украину петь. Мы должны чувствовать, что нужны здесь. Это главное! В прошлом году летом был разговор с директором Национальной оперы господином Чуприной, он обещал мне три-четыре представления, но взаимопонимания мы не достигли. Даты спектаклей постоянно менялись. Следует иметь в виду, что на Западе у всех певцов жесткие планы, из рамок которых практически невозможно выйти! В киевском театре — план спектаклей часто меняется и за месяц до постановки. И частенько наше общение сводилось к такой схеме: приехал в отпуск, зашел в театр и спросил: «Не спеть ли вам здесь что-нибудь?!»

Понимаю, хватает проблем и с действующими солистами Национальной оперы, которые очень редко выступают на сцене, а среди них много уважаемых певцов. Катастрофически мало спектаклей, и из-за отсутствия полноценной работы страдает большинство солистов театра.

— Имея опыт общения с украинскими звездами, разбросанными по всему миру, могу сказать: не последнюю роль в организации гастролей звезд украинского происхождения играет и денежный фактор. Вызывает нарекания и отсутствие надлежащей рекламной кампании по поводу гастролей соотечественников.

— Возможно, корень проблемы — в нашем менталитете: всех иностранцев мы ставим выше своих... Своих бьют и не любят, и только когда он или она поднимаются на высокую ступень всемирного признания — их начинают вроде бы замечать...

Однако справедливости ради следует подчеркнуть: большинство звезд мирового уровня украинского происхождения выступают в Украине по нескольку раз в год за весьма символическую плату, некоторые вообще не требуют гонораров. Они принимают приглашение оперного театра, ценя прежде всего внимание к себе.

В Цюрихе у нас, кстати, образовалось своеобразное украинское комьюнити, как шутливо называют эту группу, — «украинская мафия». В нее входят прекрасный баритон Стефан Пятничко, Людмила Заремба, Елена Прокина, Павел Данилюк плюс шесть танцовщиков балета. Мы остаемся гражданами Украины, и я не слышал ни от одного, чтобы кто-то хотел лишиться родного гражданства!

— Какая картинка, связанная с творческими победами, особенно запечатлелась в памяти?

— Несколько недель назад я пел Марулло в «Риголетто» с Лео Нуччи. Осталось ощущение сказки. Чего-то более величественного, чем этот баритон, я сейчас не знаю. Он признан самым лучшим Риголетто в мире. И этот тандем — гений-дирижер Нелло Санти и блестящий Нуччи — как представление в представлении. Было много импровизации, но главное — все подчинялось цели донести до слушателя атмосферу сугубо Вердиевского театра. Все это прекрасная школа для любого певца!

— Валерий, ощущаешь, что тебя начинают принимать в свой круг метры европейской оперной сцены?

— Наверное, скажу смело, — но да, ощущаю. Очень хорошо вообще принимают в театре и новых, и молодых певцов. Не совсем типичная атмосфера в творческом коллективе, поскольку всегда помогут, поддержат. Имею удивительный опыт сотрудничества с Николаем Гяуровым, Миреллой Френи, Эдитой Груберовой, Роджеро Раймонди и др.

Но чтобы занять свое место в коллективе, нужно постоянно работать над собой, быть в форме, беспрерывно совершенствоваться. И в любое время быть готовым поймать звездный миг и взойти на оперный олимп!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме