ПОСВЯЩЕНИЕ ВЕЛИКОМУ КЛАССИКУ

Поделиться
Для музыкантов ансамблевое музицирование - это особый вид творчества, имеющий определенную специ...

Для музыкантов ансамблевое музицирование - это особый вид творчества, имеющий определенную специфику, потому как он одновременно сочетает в себе коллективное и индивидуальное начала: голос каждого ансамблиста достаточно силен и несет на себе равноправную с другими смысловую нагрузку произведения и в то же время каждый из ансамблистов должен чувствовать себя частью целого и в этом смысле суметь достичь гармоничного сочетания своего голоса в общем ансамблевом равновесии.

Камерно-инструментальное творчество Бетховена показательно именно в этом смысле. Его сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, трио, квартеты и другие сочинения просто обязательны для камерных коллективов: эта музыка дает музыкантам возможность развивать свое ансамблевое мастерство.

9 и 10 февраля в Малом зале филармонии прошел цикл концертов, посвященных творчеству Бетховена. Впервые в Украине звучали вместе все виолончельные сочинения композитора в исполнении интересного дуэта - харьковской пианистки Татьяны Веркиной и виолончелиста профессора Московской консерватории Игоря Гавриша. Этот дуэт возник не так давно - около года назад музыканты встретились впервые в Харькове. После нескольких совместных концертов появилась идея подготовить программу из всех виолончельных произведений Бетховена, которая была готова к октябрю прошлого года. Это пять сонат и три вариации на две темы из «Волшебной флейты» Моцарта и тему из «Иуды Маккавея» Генделя. Эти произведения Бетховен писал на протяжении всего творчества, и они отразили основные идеи периодов и этапов его композиторской деятельности. Таким образом, этот цикл концертов дал возможность проследить звуковые пути становления композиторского сознания, иными словами, его творческую эволюцию.

Весомые концепции бетховенских сочинений почти всегда воплощаются в масштабных композициях. Камерно-инструментальное наследие не составляет исключения. Принципы конфликтной драматургии, являющиеся стилевой чертой композитора, также представлены в его виолончельном творчестве. Ранние две сонаты, конечно же, не несут в себе того драматического колорита, которым исполнена музыка последних лет. Здесь он еще последователь чистых традиций классицизма.

Третья соната, относящаяся к среднему этапу, и последние две сонаты, открывающие страницы позднего периода бетховенской музыки, представляют интонационное поле композиторского письма и принципов развития, на котором взросли его поздние симфонии и фортепианные сонаты. На закате творчества его музыка двигалась по направлению углубления и усложнения языка. Гомофонно-гармонический стиль, ставший выразителем идей венского классицизма, в последних сочинениях Бетховена сильно трансформировался, полифонизировался, превращая целые разделы его сочинений в большие фугированные построения.

Несмотря на то, что виолончельные сочинения Бетховена сравнительно немногочисленны, они занимают важное место в его творчестве и особое место в камерном виолончельном репертуаре музыкантов.

Игорь Гавриш и Татьяна Веркина, готовя этот цикл, проделали огромную работу, ибо такая музыка требует немалых физических и духовных затрат, к тому же по времени он оказался достаточно внушительным - четыре часа бетховенской музыки под силу не всем музыкантам.

Татьяна Веркина - интересный музыкант, обладающий большой энергией, помимо концертной практики, также занимается всевозможной культурной деятельностью. Организованный ею в 91-м году фестиваль «Харьковские ассамблеи», художественным руководителем которого она является, вошел в число известных фестивалей классической музыки. Он был задуман с целью объединить музыкантов и заявить о себе в противовес нашей окружающей действительности, глухой к каким-либо творческим проявлениям. Сама идея совместного музицирования как никогда важна сейчас для отечественных музыкантов. Ничто не может заменить общение друг с другом представителей художественной среды. Именно оно является важной подоплекой творчества во все времена, непременным условием для возникновения новых путей и ценностей в искусстве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме