Как хорошо плевалось мне осенью прошлого года, когда Нобелевский комитет выдал сэру В.С.Найполу, британскому писателю тринидадского происхождения и индийских корней, финансовую помощь в сумме около миллиона американской валюты. И за что выдал! За ревностное служение идеалам антифундаментализма и антиисламизма. Никогда еще Нобелевская премия не была вручена столь конъюнктурно и прямолинейно.
Западный мир после 11 сентября и в самом деле стал другим, решив в который раз показать тому другому, незападному, миру свое место. Тогда это было похоже на инфантильную тенденциозность Запада вообще и Шведской академии в частности, порожденную желанием хотя и таким нечестным способом, но защитить себя от экстремизма исламского образца. Хотелось простить нобелевцам еще одну тенденциозность и не воспринимать ее как тенденцию. Однако, похоже, западное общество всерьез обеспокоено «исламской угрозой», и это беспокойство в который уже раз оправдалось. А многочисленные анекдоты о политкорректности, распространяющиеся, как галлюциногенные грибы после кислотного дождя, исподволь действительно превращают ее в огромный и совсем несмешной анекдот.
13 мая культовый в определенных интеллектуально озабоченных кругах 44-летний французский прозаик Мишель Уэльбэк получил одну из самых престижных литературных премий IMPAC, которая вручается ежегодно в Дублине и составляет 60 тысяч фунтов стерлингов. Автор резонансного и скандального романа «Платформа» (сюжетным фоном которого является сексуальный туризм в Таиланде, а критике «бессмысленного ислама» посвящено много страниц) на этот раз был удостоен почетной награды за свой, поговаривают, центральный роман «Элементарные частицы». В основу его сюжета положена жизнь двух французских братьев-интеллигентов с их проблемами и концепциями, психосексуальними комплексами, отклонениями и радостями, кровью, увечьем и спермой. По жанру это произведение можно было бы условно определить как роман, сводящий счеты с сексуальной революцией 1960-х годов.
Переведенный на 26 языков (русский в том числе), этот, по моему мнению, эстетически слабый и неоправданно раздутый роман опередил произведения двух последних букеровских лауреатов Маргарет Эствуд и Питера Кейри, а также классика латиноамериканской литературы Карлоса Фуэнтеса. И это может свидетельствовать только об очевидной положительной настроенности жюри на что-то. На что? — спросите вы. Наверное, прежде всего на внетекстовое, собственно, нелитературное лицо Уэльбэка — известного скандалиста, хама и... (дежа вю!) — исламофоба.
Не знаю, какие отношения у господина Уэльбэка с партией Ф.-М. Ле Пена и здравым смыслом, но только сумасшедший мог в интервью уважаемому французскому журналу «Lire» назвать ислам самой тупой религией. «Если вы почитаете Коран, вы просто припухнете, — разглагольствует дальше сын, кстати, правоверной мусульманки. — Библия по крайней мере чудесно написана — древние евреи имели чувство стиля». Можно поверить в то, что современный западный мир любит Уэльбэка, благодаря его за развенчивание сексуально революционного поколения французских шестидесятников. И за любовь свою он требует платы. А значит Уэльбэк, как настоящий шут, должен высказывать тщательно скрываемые и завуалированные желания Запада. Но сейчас, после французских левых под шквалом прямолинейных наездов Уэльбэка оказался ислам, по его словам, религия «опасная и бездарная». Такая странная политическая заангажированность писателя. Почти по Сартру.
Можно было бы считать подозрение преувеличенным, если бы не одна деталь: премия IMPAC считается самой демократической и самой почетной писательской наградой на Западе, поскольку определяется голосованием жюри, в которое входит 123 библиотеки из 38 стран. И после этого не верить во всемирные заговоры? Симптом, господа, не иначе как общеевропейский симптом.
Сам Уэльбэк определяет себя как циклотимика — человека, всегда противоречащего себе и не имеющего собственного мнения ни по одной из проблем. Иначе говоря, чистое воплощение постмодерного мироощущения. Но это ему не мешает высказываться с невиданной категоричностью, когда речь идет о вопросах религии и морали («Буржуазной, юдохристианской морали больше не существует»). От минувших эпох Уэльбэк оставляет современному человеку только одно явление — спаривание, союз двух. А еще он любит теоретизировать: главный герой «Элементарных частиц» Мишель Джерзински открывает способ радикального обновления человека, когда на смену «старому человечеству» должно прийти человечество «новое», воссоздающее себя неполовым путем. Уэльбэк верит и знает, что завтра человек станет этакой бактерией. А европейцы очень полюбили метафоры Уэльбэка. Так что прощай, мир старый. Привет, тебе, племя новое, клонированное.