ПОЛНЫЙ УЭЛЬБЭК

Поделиться
Как хорошо плевалось мне осенью прошлого года, когда Нобелевский комитет выдал сэру В.С.Найполу, б...

Как хорошо плевалось мне осенью прошлого года, когда Нобелевский комитет выдал сэру В.С.Найполу, британскому писателю тринидадского происхождения и индийских корней, финансовую помощь в сумме около миллиона американской валюты. И за что выдал! За ревностное служение идеалам антифундаментализма и антиисламизма. Никогда еще Нобелевская премия не была вручена столь конъюнктурно и прямолинейно.

Западный мир после 11 сентября и в самом деле стал другим, решив в который раз показать тому другому, незападному, миру свое место. Тогда это было похоже на инфантильную тенденциозность Запада вообще и Шведской академии в частности, порожденную желанием хотя и таким нечестным способом, но защитить себя от экстремизма исламского образца. Хотелось простить нобелевцам еще одну тенденциозность и не воспринимать ее как тенденцию. Однако, похоже, западное общество всерьез обеспокоено «исламской угрозой», и это беспокойство в который уже раз оправдалось. А многочисленные анекдоты о политкорректности, распространяющиеся, как галлюциногенные грибы после кислотного дождя, исподволь действительно превращают ее в огромный и совсем несмешной анекдот.

13 мая культовый в определенных интеллектуально озабоченных кругах 44-летний французский прозаик Мишель Уэльбэк получил одну из самых престижных литературных премий IMPAC, которая вручается ежегодно в Дублине и составляет 60 тысяч фунтов стерлингов. Автор резонансного и скандального романа «Платформа» (сюжетным фоном которого является сексуальный туризм в Таиланде, а критике «бессмысленного ислама» посвящено много страниц) на этот раз был удостоен почетной награды за свой, поговаривают, центральный роман «Элементарные частицы». В основу его сюжета положена жизнь двух французских братьев-интеллигентов с их проблемами и концепциями, психосексуальними комплексами, отклонениями и радостями, кровью, увечьем и спермой. По жанру это произведение можно было бы условно определить как роман, сводящий счеты с сексуальной революцией 1960-х годов.

Переведенный на 26 языков (русский в том числе), этот, по моему мнению, эстетически слабый и неоправданно раздутый роман опередил произведения двух последних букеровских лауреатов Маргарет Эствуд и Питера Кейри, а также классика латиноамериканской литературы Карлоса Фуэнтеса. И это может свидетельствовать только об очевидной положительной настроенности жюри на что-то. На что? — спросите вы. Наверное, прежде всего на внетекстовое, собственно, нелитературное лицо Уэльбэка — известного скандалиста, хама и... (дежа вю!) — исламофоба.

Не знаю, какие отношения у господина Уэльбэка с партией Ф.-М. Ле Пена и здравым смыслом, но только сумасшедший мог в интервью уважаемому французскому журналу «Lire» назвать ислам самой тупой религией. «Если вы почитаете Коран, вы просто припухнете, — разглагольствует дальше сын, кстати, правоверной мусульманки. — Библия по крайней мере чудесно написана — древние евреи имели чувство стиля». Можно поверить в то, что современный западный мир любит Уэльбэка, благодаря его за развенчивание сексуально революционного поколения французских шестидесятников. И за любовь свою он требует платы. А значит Уэльбэк, как настоящий шут, должен высказывать тщательно скрываемые и завуалированные желания Запада. Но сейчас, после французских левых под шквалом прямолинейных наездов Уэльбэка оказался ислам, по его словам, религия «опасная и бездарная». Такая странная политическая заангажированность писателя. Почти по Сартру.

Можно было бы считать подозрение преувеличенным, если бы не одна деталь: премия IMPAC считается самой демократической и самой почетной писательской наградой на Западе, поскольку определяется голосованием жюри, в которое входит 123 библиотеки из 38 стран. И после этого не верить во всемирные заговоры? Симптом, господа, не иначе как общеевропейский симптом.

Сам Уэльбэк определяет себя как циклотимика — человека, всегда противоречащего себе и не имеющего собственного мнения ни по одной из проблем. Иначе говоря, чистое воплощение постмодерного мироощущения. Но это ему не мешает высказываться с невиданной категоричностью, когда речь идет о вопросах религии и морали («Буржуазной, юдохристианской морали больше не существует»). От минувших эпох Уэльбэк оставляет современному человеку только одно явление — спаривание, союз двух. А еще он любит теоретизировать: главный герой «Элементарных частиц» Мишель Джерзински открывает способ радикального обновления человека, когда на смену «старому человечеству» должно прийти человечество «новое», воссоздающее себя неполовым путем. Уэльбэк верит и знает, что завтра человек станет этакой бактерией. А европейцы очень полюбили метафоры Уэльбэка. Так что прощай, мир старый. Привет, тебе, племя новое, клонированное.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме