Четвертый хоровой фестиваль «Златоверхий Киев» прошел под знаком Евгения Станковича, как в предыдущие годы под знаком Виктора Степурко, Юрия Алжнева или Леси Дычко. Так в рамках фестиваля состоялась премьера библейских псалмов на музыку Станковича, за которыми последовала «Панихида по умершим от голода» (на стихи Д.Павлычко в сочетании с каноническими текстами) и второе действие фольклорной оперы «Цвет папоротника», представленное в виде серии оперных этюдов на тему языческого прошлого Украины и под названием «Купало». Когда Евгений Федорович Станкович, герой и триумфатор «Златоверхого Киева», в третий фестивальный вечер поднялся на сцену филармонии, зал аплодировал ему стоя, а хор национального радио Украины запел «Многия лета». Без сомнения, четвертый «Златоверхий Киев» можно было назвать своеобразным мастер- классом этого выдающегося композитора.
Несмотря на то, что завершился фестиваль музыкально-сценическим воскрешением нашего языческого прошлого, посвящен он был хоровой традиции украинской духовной музыки, а председатель Союза композиторов Украины Михаил Степаненко даже назвал «Златоверхий Киев» фестивалем, посвященным Богу. Во всяком случае, за исключением впечатляющего диссонанса в виде «Цвета папоротника», христианская традиция была выдержана безукоризненно, чему немало способствовало то, что многие выступления состоялись в стенах недавно освященного Михайловского Златоверхого собора.
В этот раз гостями фестиваля стали камерный хор «Воскресение» ривненского Свято- Воскресенского кафедрального собора и камерный хор «Таврийский благовест» Крымской государственной филармонии. Оба коллектива — лауреаты международных и отечественных конкурсов, а хор «Воскресение» даже представлял музыку православной церкви на фестивале «Тысячелетие духовности» в Валенсии.
Впрочем, приз слушательских симпатий, если бы таковой существовал, наверное, следовало вручить Мужской хоровой капелле имени Л.Ревуцкого (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист Украины Богдан Анткив), выступление которой состоялось в первый же фестивальный вечер. Несмотря на то, что репертуар у капеллы самый разноплановый — от колядок, щедривок, козацких, чумацких и прочих народных песен до произведений Бортнянского и Веделя, — ее «лицом» и визитной карточкой стала именно духовная музыка. Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» (музыка М.Литвиненко) и «Блажен муж» (музыка В.Любимова) в проникновенном и высокопрофессиональном исполнении капеллы и солистов — заслуженных артистов Украины В.Иваненко, И.Ищака и В.Бокача — привели слушателей в благоговейный религиозный восторг, в котором едины все, независимо от национальных и прочих отличий. Как говорится, несть ни эллина, ни иудея...
Ложку дегтя в бочку хорового меда добавила явно хромавшая организация фестиваля. Организаторы почему-то решили пренебречь прессой, а поскольку фестивали делятся на тех, о которых пишут, и на тех, о которых не пишут вовсе либо пишут мало и неохотно, то следовало бы уделять больше внимания «акулам пера» и не делать их работу на подобных мероприятиях проблемной. Фестивалей у нас сейчас развелось немало, а вот фестивали с хорошей организацией можно сосчитать по пальцам и даже одной руки. В общем, хочешь кататься — умей и саночки возить. Хочешь зрелищ в фестивальных масштабах — позаботься о том, чтобы они не только состоялись, но и прошли достойно. Хотение обязывает...