В Киевском Театре драмы и комедии на левом берегу состоялась презентация книги Э.Митницкого «Мы живем, пока любим!» Книга издана Издательским домом «Максимум», автор-составитель кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, профессор В.Заболотная. Это событие - одно из первых среди мероприятий, проводимых театром, в преддверии празднования 20-летия создания Театра драмы и комедии.
В связи с выходом в свет книги «Мы живем, пока любим!» профессора, народного артиста Украины Эдуарда Митницкого (Издательский дом «Максимум») мне вспомнилось давнее пережитое эмоциональное потрясение от спектакля «Варшавская мелодия» в Киевском театре русской драмы им.Леси Украинки. Думаю, многие помнят этот спектакль с Адой Роговцевой в главной роли и свое восхищение ее игрой. По молодости я тогда смутно представляла себе значение фигуры режиссеры в театре и наивно полагала, что спектакль является результатом усилий, главным образом, только актеров. Со временем все стало на свои места, пришло понимание природы успеха спектакля, первоочередности в его создании режиссерского решения. И, к счастью, все эти знания не стерли того трепетного воспоминания о спектакле «Варшавская мелодия», который, как я узнала позже, поставил Эдуард Маркович Митницкий. Оно дорого мне, потому что с ним началась любовь... Любовь к театру. Об этом и книга Э.Митницкого. О большой, всепоглощающей любви к искусству, к театру, к прекрасному, к людям, которые его творят, которые делают наш мир чище, светлее, духовнее. За плечами Э.Митницкого непростой путь поиска и становления себя в искусстве. Он - один из ведущих современных режиссеров, теоретик, организатор театрального дела, основатель Киевского Театра драмы и комедии на левом берегу, недаром силуэт здания театра - любимого детища - на обложке книги. Митницкий - педагог, и в театральных кругах существует такое понятие, как режиссерская «школа Митницкого». Все эти моменты собственной судьбы, отраженные в зеркале времени, присутствуют в книге. Ее характер напоминает дневниковые записи разных лет, по которым тем интереснее наблюдать за автором, так как чувствуется аромат времени. Например, один из очерков он начинает заверением: «Я стремлюсь зафиксировать живые, не просеянные, несбалансированные эмоции». В этой фрагментарности записей присутствует момент узнавания разного Митницкого. Митницкий каждого периода другой, иногда противоречивый, иногда ортодоксальный, иногда восхищенный, сентиментальный, но всегда профессиональный, точный, интересный.
Книга несомненно должна понравиться широкому кругу читателей, она не узкоспециальна. Затронутые в ней темы - это рецензии на виденные спектакли в различных театрах, рассказы о собственных постановках, интервью, в которых исследуется суть профессии, воспоминания о современниках - писателях, актерах, критиках, режиссерах. Образцом настоящей художественной литературы можно назвать трогательные новеллы о Михаиле Водяном, Афанасии Салынском, Даниле Лидере. Множество фотографий, известные лица, фрагменты спектаклей, которые - уже история. Да и все повествование - в общем-то, определенный отрезок истории театральной культуры, пропущенной сквозь призму восприятия чуткого аналитика, показавшего глубокое понимание эстетических процессов, знание профессии режиссера и всех иных составляющих театра. Статьи Э.Митницкого убеждают, что за его внешней уравновешенностью - бурный поток раздумий, поисков, сравнений, непреодолимое желание постичь истину, определить верный ход, суметь доказать свою правоту убедительным режиссерским решением. Хочу привести одну емкую цитату из книги, которая дает определенные координаты внутреннего мира Эдуарда Митницкого: «Я никогда не свожу свою работу к самоутверждению, поскольку в таком случае сценическая площадка превращается в «театр одного режиссера». Наверное, мой жизненный и сценический опыт не может удовлетворить только режиссерские «забавы». Меня волнуют прежде всего душа автора, душа артиста, помноженные на наш печальный жизненный опыт. И когда актерам интересны препарация каждого слова и поиски с «волшебным фонарем» в пещерах человеческих душ истины (которую никто так и не найдет), тогда я понимаю смысл работы в театре, смысл общения с артистами, смысл каждого слова и пространства между словами».
Книга «Мы живем, пока любим!» - еще одно подтверждение деятельной натуры Э.Митницкого. Несмотря на огромный опыт, творческие достижения, он не успокаивается, продолжает стремиться совершенствоваться, идти дальше путем самопознания. Во все времена такая позиция в жизни и в творчестве вызывала уважение. Жизнь будет настоящей только при наличии любви. Так утверждает Эдуард Митницкий. Когда-то его спектакль стал поводом к возникновению моей любви к театру. Надеюсь, что и его книга поможет многим людям, открывающим для себя мир, проникнуться любовью к этому прекрасному и удивительному искусству.