Победы и поражения под сенью Гмыри

10 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 10 декабря-17 декабря 2004г.
Отправить
Отправить

В горячие оранжевые дни, когда на площади под стенами Национальной музыкальной академии бурлила т...

В горячие оранжевые дни, когда на площади под стенами Национальной музыкальной академии бурлила толпа и разбивались палатки, внутри говорили самые тихие музы — здесь проходили первый и второй туры Первого международного конкурса вокалистов им.Б.Гмыри. Его инициатором стал Фонд Бориса Гмыри и непосредственно его президент Ганна Принц. Конкурс стал продолжением целого ряда мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию творчества выдающегося украинского певца.

Организаторы постарались сделать так, чтобы, едва родившись, конкурс уже выглядел солидно — немалые суммы премий, оплата гостиницы и суточные, хорошие концертмейстеры и лучшие камерные залы города. Единственное, что требовалось от исполнителей, — приехать, заплатить взнос (50 у.е.) и показать класс. Ведь всем известно, что наши голоса — самые голосистые в мире и расхватываются западными импресарио как горячие пирожки. Во всяком случае, так мы привыкли думать. И ждали, что проведенное мероприятие еще раз подтвердит это популярное убеждение. Увы, результаты, скорее, дали повод задуматься над недостатками нашей вокальной школы, нежели порадоваться ее достижениям. Оно и понятно — конкурс-то камерный.

В жюри вошли известные деятели отечественной культуры — А.Кочерга, В.Буймистер, Л.Венедиктов. Но при этом его состав все равно оставил желать лучшего. Во-первых, как для международного конкурса хотелось бы видеть в нем побольше известных зарубежных исполнителей. Во-вторых, как для вокального конкурса — побольше вокалистов. Из семи членов жюри только двое были в полном смысле «зарубежные» (М.Стрихарж, В.Хартл), но при том не вокалисты. Также «зарубежными» представителями стали известные российские певицы Е.Заремба и Г.Писаренко. Это, несомненно, повысило престиж конкурса, но в то же время в состязаниях участвовали студентки и выпускники Г.Писаренко (одна получила первую премию, одна — третью). Впрочем, для наших конкурсов это все больше становится традицией. Так же, как участие в них детей членов жюри — В.Буймистер почему-то не стал отговаривать свою дочь от участия в конкурсе, в котором он выступает судьей. Справедливости ради стоит отметить, что М.Буймистер дальше второго тура не пошла. Но тенденция неприятная, а главное — сильно снижает шансы на авторитетность. Вспомните, как ударила по престижу конкурса им.Лысенко история с победой А.Пилатюк, присужденной ее же отцом. Большинство мировых подобных мероприятий исключает возможность участия не только детей, но и учеников членов жюри, что обычно оговаривается в условиях. Возможно, оргкомитету конкурса им.Гмыри стоит об этом подумать.

Что обычно положено в основу судейских решений на конкурсе камерного пения? В первую очередь — выразительность, соответствие стилю, выучка. И, конечно, голосовые данные. Первый тур конкурса им.Гмыри, по словам председателя жюри, оценивался чисто субъективно — «тронуло» или «не тронуло». При этом, судя по всему, качество голосов особо в расчет не принималось. В итоге уже на втором туре тот же Кочерга возмущался отсутствием голосов — к третьему туру среди женских голосов фактически выбора не было. В объективности судейства во втором туре, впрочем, сомнений не возникло — из того, что осталось, выбрали действительно лучших.

Гран-при получил Максим Пастер, продемонстрировавший прекрасное владение голосом, выразительность, глубину динамики. В отличие от многих других конкурсантов, его репертуар оказался весьма разнообразным — как по стилю, так и по характеру, и все было исполнено с одинаковым успехом. Открытием этот певец, впрочем, не стал — он дипломант конкурса им.Лысенко. По слухам, послушав тогда Максима, главный дирижер Киевского оперного театра В.Кожухарь сказал, что хорошо бы украсить таким тенором киевскую сцену. Но почему-то не украсили — сейчас Пастер солист Большого театра.

Среди мужчин первую премию получил Сергей Ковнир, студент Киевской национальной академии (класс Е.Мирошниченко). Особенно удались ему песни Г.Свиридова из цикла на слова Р.Бернса, прозвучавшие очень выразительно. Да и, согласитесь, приятно видеть на сцене высокого молодого человека приятной внешности, обладающего к тому же красивым голосом. Хотя осталось ощущение того, что первая премия для этого еще очень молодого (особенно для баса) исполнителя — это аванс на большое будущее.

Обладательницей первой премии среди женщин стала Анастасия Бакастова, солистка Московского академического музыкального театра
им.Станиславского и Немировича-Данченко. Несмотря на то что репертуар третьего тура не соответствовал требованиям конкурса (вместо двух произведений три), лиризм исполнения покорил жюри. Хорошее впечатление она произвела и во втором туре — особенно отмечали профессиональное исполнение произведений Брамса и Чайковского. Впрочем, в целом программа певицы оставила впечатление некоторой однообразности.

Вторую премию получили баритон Юрий Барков (Национальная музыкальная академия, класс В.Буймистер) и сопрано Татьяна Ганина (солистка Национальной оперы Украины). Ей одной из немногих удалось очень удачно спеть арию Баха во втором туре — выдержать стиль, одновременно продемонстрировав высокие вокальные качества, — и исключительно зажигательно исполнить «Ганзю».

Третью премию у мужчин разделили солисты Национальной оперы Д.Агеев (бас) и Н.Шуляк (тенор). Особенно удачным для Д.Агеева оказался второй тур. А вот Рахманинов в третьем прозвучал несколько небрежно. Н.Шуляку, обладателю красивого голоса, не удалось создать убедительного образа — особенно в романсах Чайковского в третьем туре.

Третья премия среди женщин досталась Татьяне Треногиной, студентке Московской государственной консерватории. Хорош был в ее исполнении цикл М.Мусоргского «Детская» — тонкая тембровая игра и выразительность исполнения позволили ей создать яркие образы.

С первыми трудностями конкурса им.Гмыри конкурсанты столкнулись еще на этапе выбора репертуара — для третьего тура надо было подобрать цикл и песню общим звучанием не менее 25 минут, что особенно сложно для высоких голосов. Обязательно в программе присутствовали Шуберт (в первом туре) и Бах (во втором), что соответствует требованиям многих вокальных конкурсов камерного направления. Непременно должны были прозвучать романсы украинского, русского композиторов, романтическая песня немецкого композитора, а также романс ХХ века и народная песня. Программы некоторых исполнителей, впрочем, не всегда соответствовали всем строгим требованиям.

Самой большой трудностью оказался, как и следовало ожидать, Бах. Очень немногим конкурсантам удалось выдержать стиль, четко спеть колоратуры, удержать темп на протяжении всего произведения. Легкую, праздничную музыку арии из кантаты №68 «Душа веселись» (она оказалась здесь очень популярной) некоторые конкурсанты почему-то норовили превратить в драматическую арию.

Как и следовало ожидать, лучше всего звучала украинская и русская музыка. Может, потому, что для абсолютного большинства конкурсантов — это родное. Но есть еще одна причина, по которой мировая сокровищница камерной музыки — особенно старинной — для нас закрыта. Камерное пение в нашей музыкальной культуре остается бедным родственником при опере, что сказывается и на качестве оперного пения. Большинство наших исполнителей ориентированы на сцену — артистизм, мощное звучание в ущерб нюансировке и технике. Техника остается преимуществом высоких голосов (мало востребованных в наших оперных театрах), хотя для камерного исполнительства она необходима для всех типов голосов, включая бас. И самое главное — камерная музыка требует высокой музыкальной культуры, которой, к сожалению, многие воспитанники наших консерваторий и музыкальных академий не обладают. О чем говорит, в частности, малый успех наших исполнителей на крупных конкурсах камерного вокала.

Остается надеяться, что конкурс им.Гмыри, став традиционным, окажется мощным стимулом для развития отечественной школы камерного пения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК