Это сообщение вызовет неоднозначную реакцию, но мало кого оставит безучастным: 15 декабря сего года в помещении Национального театра им. И.Франко мы будем иметь возможность снова встретиться с Санкт-Петербургским мужским балетом Валерия Михайловского.
До недавнего времени сочетание «мужской балет» воспринималось либо как шутка, либо как извращение. И поскольку балет Михайловского танцевал в пачках «на полном серьезе», ощущение шутки не возникало. Зато в начале их творческого пути немало говорилось о пошлости и извращении. Впрочем, почему «пошлость», объяснить никто не мог. Просто так принято, что «Лебедя» Сен-Санса должна танцевать женщина (а правда, почему лебедь - непременно женщина?). Тем не менее сама Плисецкая, увидев в своей «коронной» роли Михайловского, призналась: «Я танцую лучше всех, но Михайловский - лучше меня».
Эта необыкновенная труппа родилась пять лет назад в Санкт-Петербурге - балетной столице России. Создатель и руководитель труппы выпускник Киевского хореографического училища, заслуженный артист России Валерий Михайловский, работавший в свое время в труппе Бориса Эйфмана. Критики отреагировали на появление Мужского балета по-разному - слова «скандал», «революция», «сенсация» сопровождали публикации об этой труппе. За пять лет поулеглось удивление, ощущение скандальности явления, острой новизны - все то, что для почтеннейшей публики могло заменить истинный талант. Тем не менее слава этого коллектива не утихла, не затерялась среди других скандальных новинок. Можно спорить о том, может ли мужчина заменить в балете женщину, имеет ли он на это право, и не будет ли это расценено феминистками как ущемление прав женщин, но бесспорно то, что все, что делают на сцене артисты Мужского балета отличается высоким профессионализмом, пластичностью, артистизмом и филигранной техникой.
В первом отделении мы с вами увидим новую программу Мужского балета, «По образу и подобию» на музыку Питера Габриэля, автор балета В.Михайловский. В наши дни на Землю приходит Иисус Христос. Он снова готов помочь людям, погибающим больше от собственных пороков и неверия, чем от каких-то внешних причин. Примут ли они Бога теперь, после двух тысяч лет страдания? Он готов снова поверить нам, он снова к нам пришел… Спектакль с успехом прошел в Москве и Санкт-Петербурге, Йоханнесбурге и Кейптауне.
Во втором отделении мы сможем посмотреть уже известную и любимую постановку знаменитого гран-па «Пахиты» Л.Минкуса. Эту постановку осуществил для прим императорского балета Мариус Петипа в 1881 году. Трудно сказать, какие именно роли будут исполнять артисты Мужского балета - блестящие роли, созданные Минкусом и Петипа для танцовщиц, или роли самих танцовщиц. Гран-па в свое время было некой проверкой мастерства балерины - сможет ли она прокрутить эти 32 фуэте. Мужской балет тут вне конкуренции - они, говорят, могут и в два раза больше. Во всяком случае во втором отделении нам обеспечено уникальное зрелище - мужчины на пуантах (опять-таки, почему бы нет?).
Балет всегда был в определенной мере «женским» искусством. В известном фильме «Анна Павлова» один из партнеров великой балерины раздраженно говорит ей: «Вот моя роль на сцене: вынес, поставил, поддержал, поднял, унес». Может быть, поэтому Мужской балет Валерия Михайловского по-прежнему остается для нас не до конца постижимым, сохраняя ощущение более-менее скандальной новизны. Такое же ощущение у публики вызывала в свое время и реформа Дягилева. Но ведь и женщина на сцене - новейшее явление. Первым исполнителем нежнейшей Офелии Шекспира был мальчик, мужчины исполняют по сей день женские партии в традиционной китайской опере, да и в архаические времена нередко ритуальные танцы были прерогативой мужчин. Так что, почтеннейшая публика, не спешите вешать на Мужской балет ярлыки «извращение» и «вырождение», а купите лучше «билет на балет». В конце концов, вы же не говорите ничего подобного о женщинах, кладущих асфальт или испытывающих истребители. Что же в таком случае противоестественного в мужчине, танцующем Лебедя?
Гастроли организованы художественно-благотворительным центром «Муза».