«Молодость» прошла. А украинское кино так и не повзрослело. Отраден хотя бы тот факт, что единственный приличный отечественный фильм последнего времени, представленный в основном конкурсе — «У реки» (Одесская киностудия, режиссер Ева Нейман) — остался без внимания жюри. Несмотря на то, что работа пристойная, она представляет собой неприкрытую стилевую имитацию почерка Киры Муратовой. Что ж, если что-то оригинальное не получается, не грех и к сканеру обратиться? Важно только, чтоб техника не подвела! Ну а в остальном, «Молодость» верна себе. Идеалы те же. Организаторы — тоже. Звезды — ну а как же… Одна — и, кажется, уже на веки вечные — Жерар наш Депардье.
Депардье в рамках «Молодости» (или любого иного отечественного форума) воспринимается как неизбежная данность. Почти как штатный актер киностудии имени Довженко! Депардье, по сути, наша иллюзия относительно того, что стали ближе к «европейскому киноконтексту». А контекст-то как был без нас, так без нас и останется. И неплохо себя при этом чувствует. А Депардье как имел свои виды на крымские виноградники — так ничего ты с ним и не поделаешь!
Впрочем, французский киномэтр спас финальную фестивальную сцену дворца «Украина» от опасности остаться совершенно беззвездной (несмотря на штатный задник) — и придал процедуре закрытия импортный французский шарм. «Нужны Парижу деньги? Се ля ви!»
Впрочем, к конкурсному и внеконкурсному контексту «Молодости»
г-н Депардье имел косвенное отношение. Главные фильмы фестиваля вообще обошлись без звезд — и мирового, и районного масштаба. Но что удивительно, финальный фестивальный пасьянс впервые за долгие годы не вызвал ни роптаний киноманов (организовывающих свой тотализатор победителей), ни недоумений фестивальной публики в целом.
Зрелая 37-я «Молодость» воздала всем по заслугам, а сестрам — по серьгам. Лидерами разных жюри оказались три предельно разные картины, объединенные лишь и прежде насыщенной фестивальной судьбой.
Участник более тридцати фестивалей, отмеченный в родном Берлине и чужом Нью-Йорке, немецкий «Холтрейн» (драма о художниках) режиссера Флориана Гаага оказался бесспорным лидером симпатий украинского зрителя, что удивительным образом совпало со взглядом жюри на лучший полнометражный дебют.
Специальный приз жюри получила картина «Калифорнийская мечта» трагически погибшего после съемок румына Кристиана Немеску. Прошлогодняя «Молодость» наградила Кристиана за лучшую короткометражку, так и не успев вручить ему приз. В этом же году сатира о борьбе НАТО с человеческим разумом, специально отмеченная в Каннах, снискала награды и в Украине. Но…
Хабиб Сехадех Ганна из победившего «…оркестра» |
Об этом триумфаторе сложно писать... Особо не посудачишь и по косточкам не разберешь. Одним словом, отсутствие конфликта в кадре! Все в нем «как надо». И душе, и сердцу, и уму с разумом достанется. И смеха и слез — поровну. При правильном дозировании и искусном драмоплетении одно проглядывает через другое. И музыка одиноких сердец в зале способна прозвучать в унисон «Визиту оркестра».
«Наконец-то, фильм без страданий и жестокости!» — первая оценка зрителя той истории, в которой оркестр египетской полиции из Александрии прибывает с гастролью на израильскую землю и попадает в передрягу.
Лингвистические казусы — арабам тяжело дается звук «п»... А именно на «п» и начинается город, в котором оркестр должен выступить на открытии арабского культурного центра… Череда маленьких трагедий тонкого ситуативного юмора, рождающегося не столько в столкновении культур, сколько в идентичности процессов миропознания...
Придирчивый критик может упрекнуть этот фильм в легком пафосе разлитого патокой гуманизма. Но это действительно фильм, «наполняющий сердца» и воспевающий мир во всем мире. И, в первую очередь, в каждой отдельно взятой душе с умеренным юмором и трагичными нотами. Его явление в «наших палестинах» — пример грамотно продуманного зрительского кино, не забывшего о том, что успех не в последнюю очередь подкрепляется фестивальными наградами.
Картина «Визит оркестра», которая еще до появления перед украинским зрителем с успехом прошла многие иные фестивальные испытания, получила почти одновременно с Гран-при «Молодости» также главный приз на Токийском фесте. За полгода до этого фильм отметили и в Каннах-2007 как лидера симпатий кинокритиков ФИПРЕССИ, молодого зрителя и, в конце концов, вручили «Оркестру» «Кубок жюри».
Но главный козырь картина получила в борьбе за представление Израиля на «Оскаре» в категории «Иностранный фильм». Всевозможные регалии на родине дали право ленте нанести визит в Американскую киноакадемию. Только отборочная комиссия неожиданно забраковала «Визит…», объяснив решение тем, что фильм «сделан на английском».
Гениально продуманный коммерчески и не менее гениально обыгранный драматургический ход — свести арабов и израильтян на территории последних и осуществить их коммуникацию на птичьем английском, через который проглядывает поэтическая образность первых и едкая ирония вторых, почему-то не понравился заокеанским космополитам! Правда, директор киноакадемии Брюс Дейвис все же отстоял эту картину. И сегодня израильское кино, впервые после долгой паузы (с 1984 года!) попавшее в оскаровские списки, готово взять реванш.
А возвращаясь уже в наши «палестины»… «Оскар» говорите? Мечтать не вредно. Вредно — скверно снимать… Впрочем, к «Молодости» это не имеет уже никакого отношения.
Имена в финальных титрах
Гран-при 37-го кинофестиваля «Молодость» и 10 тыс. долл., как уже обозначено выше, присужден картине израильского режиссера Эрана Колирина «Визит оркестра».
Приз за лучший полнометражный игровой фильм и 2 тыс. 500 долл. получил фильм «Холтрейн» режиссера Флориана Гаага.
Призом за лучший короткометражный игровой фильм (субтитрирование в размере 2 тыс. 500 долл. от компании Laser Video Titres) награждена лента «Ковчег» режиссера Ґжегожа Йонкайтиса (Польша). Дипломы в этой категории получили работы «Татуировки Бэнни» (режиссер Лиза Мари Ґамлем (Норвегия) и «На грани» (реж. Артем Сухарев, Никита Ратников (Украина).
Приз за лучший студенческий фильм и 2 тыс. 500 долл. получил фильм «Сердце разрывается» (реж. Анне Севицки (Норвегия). Дипломы в этой категории получили работы «Порно» (реж. Ян Ваґнер (Польша) и «Ботубату» (реж. Марина Россе (Швейцария).
Приз имени Ива Монтана лучшему молодому актеру/актрисе и 1000 евро — получила Анна Бегунова за фильм «Жестокость» (реж. Марина Любакова (Россия). Приз зрительских симпатий и 1000 евро получил фильм «Холтрейн» (реж. Флориан Ґааґ (Германия/Польша).
На 37-м Киевском международном фестивале «Молодость» кроме главного жюри свои призы присуждали жюри международной федерации кинопрессы FIPRESCI (фильм «Калифорнийская мечта»), жюри международной федерации киноклубов FICC (фильм «Монотонность» реж. Юрис Поскус, Латвия), Международное жюри экуменических организаций («Визит оркестра» реж. Эран Колирин (Израиль/Франция).
Специальную награду получила картина «Мутум» (реж. Сандра Когут, Бразилия/Франция).
В рамках панорамы украинского кино газета «Зеркало недели» присудила свой приз (и 1 тыс. долл.) молодому украинскому режиссеру Вячеславу Кателевскому за его 11-минутный фильм «Вільний Сашко».
Призом «За вклад в развитие украинского кино» от Международного благотворительного фонда «Украина-3000» (председатель наблюдательного совета — Екатерина Ющенко) награждена Анна Чмиль — председатель государственной службы кинематографии Украины.