Свобода и Слобожанщина объединены корнем, от которого веет духом казацкой вольницы. С этим историческим регионом Украины связаны тысячи славных имен и бурных событий. Насколько ярче, насыщеннее да и счастливее была бы наша жизнь, если бы наши ловцы электората, гоняющие по стране литерные эшелоны с надзирателями над надзирателями, тихо и мирно комплектовали экскурсионные поезда с теми же гражданами и знакомили их с родной землей. А то в наших глазах уже начинает проблескивать недобрый огонек княжеских междоусобиц. Возможно, образ Харькова как горнила украинского художественного возрождения мне впервые удалось осознать после прочтения замечательных воспоминаний Юрия Смолича «Розповіді про неспокій», которые были написаны и изданы в краткий период оттепели 60-х. Сколько замечательных и трагических судеб писателей, художников, деятелей театра и кино переплелись во времена, когда Харьков был столицей Советской Украины! С институтских времен врезались в память образы включенных во все учебники архитектуры зданий, созданных мастерами конструктивизма. Но и сейчас каждая поездка в Харьков предвещает новые интересные встречи и приятные неожиданности... Конечно, Слобожанщину, как и всю Украину, не миновала духовная и экономическая разруха. Но именно в Харькове сильно заметны признаки объединения людей, стремящихся сеять разумное, доброе, вечное.
Весьма показательна художественная акция, посвященная 150-й годовщине со дня рождения Сергея Ивановича Васильковского, выдающегося украинского художника, выпускника Петербургской академии искусств, который получил золотую медаль за картину «По Донцу» и со временем стал академиком живописи. Думаю, читателям, как и мне, доводилось неоднократно бывать на тягучих, фальшивых и безрадостных чествованиях людей, зачастую заслуживающих самого большого почета и уважения, но абсолютно не интересных организаторам, которые, возможно, даже клянут про себя эти круглые даты, заставляющие их выползать из теплых кабинетов. Клянусь, что на выставке «Шляхами Васильківського», открывшейся в Харьковском художественном музее, я не встретил ни одного случайного человека, не увидел не заинтересованных этой акцией глаз. А количество присутствующих в залах может лишь вызывать зависть у нынешней столицы — Киева.
«Шляхами Васильківського» по многим параметрам — явление неординарное. Это не просто экспонирование творческого наследия великого харьковчанина под шум стандартных речей.
Возможно, уместна была бы параллель с деятельностью Общества передвижников, выставка картин которого после фурора в Петербурге в 1871 году прибыла в Харьков. Деятельность передвижников была протестом против догматизма и изолированности академического искусства.
Организаторы акции, посвященной Васильковскому, сделали дело, вызывающее лишь уважение. Лучшие художники Харьковщины летом 2004 года отправились на пленэр, организованный и поддержанный коллекционерами произведений искусства Борисом и Татьяной Гриневыми, искусствоведом Ольгой Денисенко. Васильковский был неутомимым путешественником, исходил с мольбертом и красками самые разные уголки не только Украины, но и Европы и Африки. И чрезвычайно любопытно было увидеть те же места, на которых останавливался взгляд художника, которые воспроизведены на его акварелях и холстах, — уже под углом зрения художников ХХІ века. Очень умело организованная экспозиция, включающая и работы Васильковского, и произведения, датированные 2004 годом, принадлежащие кисти наших современников, подтвердила их мастерство, верность традициям и вместе с тем несомненное движение вперед. С некоторой долей юмора на открытии выставки ораторы предлагали распространить ареал пленэров и далеко за пределы Украины. Но то, что творческие путешествия художников по дорогам Васильковского станут традиционными, не вызывает сомнений. Приятно представить, сколько замечательных произведений создадут талантливые художники. В скором времени выставка «Шляхами Васильківського» отправится в большие и малые города, связанные с именем художника, что сделает ее общеукраинским событием. Ожидают ее и в Киеве. С нетерпением.