ПЛОДЫ КАМЕРНОГО БУНТА

Поделиться
Конец 80-х — начало 90-х годов — время расцвета камерного театрального движения. Тогда и на Украине, и в России камерные театры возникали, как грибы после дождя самых розовых театральных иллюзий...

Конец 80-х — начало 90-х годов — время расцвета камерного театрального движения. Тогда и на Украине, и в России камерные театры возникали, как грибы после дождя самых розовых театральных иллюзий. Казалось, что появилась мощная альтернатива традиционным театрам с их «блеском и нищетой», и создатели камерных театров с редким энтузиазмом пользовались новообретенной возможностью противостоять гигантомании уходящего «совка». Само словосочетание «камерный театр» тогда попахивало бунтом, богемой, игрой вне правил или по другим правилам, чем угодно, только не театральной обыденностью.

Теперь, когда канул в прошлое период перестроечной и постперестроечной романтики, камерные театры вынуждены банально бороться за выживание в новых «капиталистических условиях», и лишь во вторую очередь поддерживать оскудевшее пламя иллюзий. На смену богемному бунту пришло время становления. В новых условиях уцелели не все. Но уцелевшие с прежним энтузиазмом бредут по пути эксперимента.

Камерность и гигантомания — два полюса, между которыми всегда метался театр. Можно создавать пышные, громоздкие и дорогостоящие постановки, а можно объявить все это «суетой сует» и свести так называемую постановочную мишуру до минимума — два-три актера, скудные костюмы и декорации... Но нигде театральное естество не проступает так зримо и явственно, как в камерных постановках, конечно, если постановки удачные.

Среди камерных театров Киева несомненным лидером является «Сузір’я». И это неудивительно — разве можно не лидировать, если в «Сузір’ї» по очереди играют сливки киевского и украинского артистического мира! Кто только не переиграл под этой крышей — Николай Рушковский и Петр Миронов, Лариса Кадырова и Остап Ступка... «Сузір’я» предоставляет столичным театральным звездам редкую возможность отдохнуть от громоздких постановок и оказаться лицом к лицу с публикой без защитного барьера спецэффектов, броских декораций и впечатляющих костюмов. Иногда сцена «Сузір’я» оказывается своего рода лакмусовой бумажкой, потому что некоторые звезды на ней смотрятся не так эффектно, как под защитой солидного театрального антуража. Так что камерный театр — это не только бунт, но и испытание.

Другие камерные театры столицы не имеют таких обширных возможностей, как «Cузір’я», но тем не менее играют по-крупному, правда, с переменным успехом. Показателем успеха камерных театральных коллективов и одним из способов выживания в последнее время стали фестивали, проводящиеся под их крышей. Так, кафе-театр «Колесо» — кстати, один из пионеров украинского камерного театрального движения — в мае этого года провел у себя Независимый международный фестиваль моноспектаклей «Відлуння», на который съехались украинские и зарубежные артисты. На этом фестивале киевляне сумели познакомиться с камерными театрами России в лице их ведущих актеров. Так, Ирина Серебровская из новосибирского театра «Старый дом» привезла на фестиваль монотрагифарс «Акт» по произведениям Пушкина, Островского, Чехова и... уайльдовской «Саломеи». Никогда еще Саломея — героиня драмы «короля эстетов» Оскара Уайльда не представала в таком антиэстетическом виде — в лохмотьях бинтов вместо пестрого костюма танцовщицы. В символическом плане эти бинты стягивали кровоточащие раны души иудейской царевны, страстно влюбленной в пророка Иоканаана.

Петр Миронов представлял на этом фестивале киевский камерный театр «Астрея», Людмила Лымарь — театр-антрепризу «Серебряный остров», а Александр Герелес — Камерный театр-студию на Ереванской. Если «Сузір’я» и «Колесо» принадлежат к камерным театрам с устоявшейся репутацией и вполне определенными возможностями и перспективами, то театр-антреприза «Серебряный остров» — это театр-сюрприз, который еще только набирает обороты, но обещает стать одним из открытий киевского камерного театрального движения. Недавняя постановка «Серебряного острова» — «Бусы всеобщей любви» по пьесе Леонарда Герша «Такие свободные бабочки» — зачислила театр в разряд многообещающих.

Сейчас художественный руководитель театра — заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь — взяла под свое крылышко молодых актеров с последнего курса Ирины Молостовой: Михаила Шикулу, Михаила Герасимчука, Ирину Белоус и Елену Огородничук. Михаил Шикула сыграл главную роль в «Бусах всеобщей любви», там он был одаренным слепым музыкантом, влюбленным в начинающую зрячую актрису. Сейчас на «Серебряном острове» готовят две новые постановки — «Морфий» по одноименному рассказу Булгакова и детский спектакль «Я буду великой» по сказке Белы Юнгера. «Серебряный остров» постепенно становится театральной мастерской для одаренных и перспективных — и в «Морфии», и в «Я буду великой» заняты молодые актеры. В Киеве не так уж много театров, в том числе камерных, где бы к будущему украинского театра относились с таким трепетом и уважением.

Мастерская театрального искусства «Cузір’я» тоже охотно предоставляет свою сцену молодым актерам и режиссерам, таким как Андрей Приходько или Игорь Тихомиров, но делает ставку все же на маститых и заслуженных. Если «Cузір’я» — это мастерская для увенчанных лаврами, то «Серебряный остров» в последнее время приобретает репутацию ристалища для молодых. По постановкам этого камерного театра мы уже сейчас можем судить о тех юных дарованиях, которые претендуют на звездное будущее.

Камерный театр-студия на Ереванской относится к числу набирающих обороты театральных коллективов. И поскольку в нынешней ситуации камерному театру, рассчитывающему на долгую и славную жизнь, нужно с неиссякающим энтузиазмом участвовать в театральных фестивалях, то лучше всего устраивать фестивали под своей крышей. Театр на Ереванской активно включился в фестивальный бум. На Независимом фестивале моноспектаклей «Відлуння» театр представил моноспектакль «Странник» по мотивам поэзии Сергея Есенина, а перед началом прошлого театрального сезона успел съездить на Международный фестиваль камерных театров в Литву.

В ситуации обострившейся театральной конкуренции камерные театры первыми приняли удар на себя. За их спиной не было славного прошлого, за которым можно было благополучно укрыться от надвигающегося «кризиса» театра, они не могли, как крупные украинские театры, сдавать темп и угощать зрителей откровенно невкусными постановками, а потом наверстывать упущенное — украинским камерным коллективам приходится играть по самым жестким правилам и в самых жестких условиях. И если при таком раскладе они не только выживают, но и делают достойные постановки — значит, розовые иллюзии конца восьмидесятых — начала девяностых дали достойные всходы, богемный бунт обернулся театральным праздником.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме