Пинчук в коммуне

Поделиться
Пинчук в коммуне © PinchukArtCentre / Sergey Illin
Осень неожиданно преподнесла подарок любителям современного искусства. В ПинчукАртЦентре открылась выставка "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление".

Осень неожиданно преподнесла подарок любителям современного искусства. В ПинчукАртЦентре открылась выставка "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление".

"Парижская коммуна" - это время, а не место. К такому знаменателю сводятся характеристики знаменитого киевского арт-сквота 1990–1994 гг. от большинства живых его свидетелей и создателей. Имена людей, проживавших или просто проводивших заметную часть своего свободного времени на ул. Михайловской, 18а (тогда - Парижской коммуны), сегодня входят в шорт-лист основателей украинского современного искусства. А о времени через место - о том, как в "лихие"
1990-е "начиналось" современное украинское искусство, - пытаются судить уже их взрослые дети.

Во-первых, сама по себе экспозиционная площадка, где представлена "Парижская коммуна", давно намолена именно для проекта. Главный популяризатор и летописец знаменитого сквота, "откуда есть пошла" украинская новая волна, искусствовед Александр Соловьев, как раз во время работы на ул. Бассейной в соавторстве с Алисой Ложкиной написал свою "Новейшую историю украинского искусства. Point Zero".

Даже странно, что и после этого в ПАЦе большой тематической выставки, посвященной "паркомовцам", не было.

Публика ожидала.

PinchukArtCentre / Sergey Illin

Но занимательнее - даже не это. А то, что о "нашем всем" доверено говорить не очевидцу и участнику Александру Соловьеву (хотя без его многосторонней помощи, конечно, не обошлось). Первая масштабная выставка-исследование "места, сообщества, явления" представляет взгляд на вещи младшего поколения - детей художников 1990-х.

Кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых (дочери художника Алексея Малых) - за тридцать. И, в силу возраста и степени вовлеченности в дела взрослых, они смотрят на историю Паркома чуть абстрагированно. По-сравнению с отцами - так и вообще, можно сказать, со стороны. Но большое, как известно, видится на расстоянии. Хотя, возможно, при этом и теряется особая детализация?

PinchukArtCentre / Sergey Illin

"Парком" у Пинчука, действительно, "ничего лишнего". И тем не менее о худпрактиках киевлян 1990-х, осмотрев экспозицию на втором этаже арт-центра, можно получить хорошее представление. Особенно в этом плане импонирует отдельный зал, посвященный взаимному цитированию разных авторов. Ну, да и в других кажется, что своим приемы Александр Гнилицкий, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Павел Керестей, Юрий Соломко, Александр Клименко, Василий Цаголов и т.д., - на удивление, кураторы практически никого не забыли, и ведь собрали работы 1990-х! - изобретают у тебя на глазах.

Главное - четко и ясно понятно, кто из киевских художников (и примкнувшие к ним одесситы Дульфан, Ануфриев и К) имел прямое отношение к коммуне. Потому что непрямое имела, кажется, вообще вся прогрессивная арт-молодежь того времени.

Отдельно о внутрисистемных связях рассказывает карта авторства Кирилла Проценко, которой открывается экспозиция. А по количеству работ того или иного художника на выставке можно судить о негласной "табели о рангах" "паркомовцев".

Впрочем, как раз к ней - к пресловутой табели - есть вопросы. Практически в каждом тематическом зале, даже не по одному разу, присутствуют живописные работы Валерии Трубиной и Олега Голосия.

Последнего так много, что начинает казаться: "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление" - его персональная выставка. Кстати, будем надеяться, что однажды в обозримом будущем таковая в Киеве, действительно, состоится - давно пора. А коллеги служат стаффажем, фоном.

PinchukArtCentre / Sergey Illin

Завершающий зал экспозиции только укрепляет в этой мысли. Он - о том, что после трагической гибели Голосия Парком тоже постепенно "закончился". ("Парижская коммуна закончилась. Остался один мир без идей", - даже читаем цитату из критика, еще одного соучастника Паркома Олега Сидора-Гибелинды.)

На самом деле, финишировал сквот еще целый год. И причины его угасания, конечно, куда более сложные - включая, например, появление спроса на творчество художников-участников.

Романтизация (теперь уже молодыми кураторами и историками искусства) истории Парижской коммуны свидетельствует, в первую очередь, о степени усвоения мифа о началах современного искусства в Украине. А если шире - похоже, незаметно, и у самой украинской Независимости вырастает, сотканная из разных подобных мифов, собственная мифология.

PinchukArtCentre / Sergey Illin

И это замечательно. Ведь полностью вытеснить из сознания, уничтожить миф невозможно. Что же касается вопросов к кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых… Так, на самом деле, это был риторический прием: написать про "вопросы". Ведь сами кураторы подчеркивают: их выставка - только постановка вопроса. Будут еще, другие, посвященные разным аспектам исследования феноменов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме