Прочитав в одном из женских журналов о том, что театралом может стать даже трехлетний малыш, я с сомнением посмотрела на своего непоседу и решила проконсультироваться по этому поводу у людей знающих.
«Три года, - сказали мне в Киевском государственном театре кукол и в Институте психологии, - слишком рано. Такой малыш еще не делит жизнь на реальность и театр, не различает живых людей и кукол, слишком близко к сердцу воспринимает увиденное, и потому созерцание заживо съеденного колобка или зайца может сильно повлиять на его психику. Кстати, советский кукольный метр Образцов запрещал показывать малышам «Красную Шапочку».
Многие возразят: а как же сказки и книги, которые малыши слышат с самых первых дней жизни и ничуть при этом не пугаются? Дело в том, что, слушая сказку, ребенок чувствует ритм, звук, музыкальность и, главное, совершенно по-своему воспринимает услышанное, а это далеко не одно и то же, что собственными глазами наблюдать печальный конец. Поэтому рассказанная кровожадная по сути сказка, но со счастливым концом, не травмирует юного слушателя.
Вспомните хотя бы Чуковского. Кому в детстве не нравились его стихотворения о докторе Айболите, Тараканище и других? Если смотреть на них глазами взрослого, то они покажутся злобными и откровенно садистскими:
«Мой зайчик, мой мальчик,
Попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки!»
Малыш же, завороженный ритмом и особой музыкальностью всех стихотворений Чуковского, акцентирует внимание лишь на счастливом разрешении проблемы - «доктор пришил ему ножки и он снова бежит по дорожке». Причем трехлетний кроха понимает не всю сказку полностью, а лишь уже знакомые ему действия, явления природы или действующие лица - дед и баба, кот и собака и так далее.
К тому же постановок для самых маленьких в наших театрах нет - все они рассчитаны на более зрелого зрителя. Специально для малышей устраиваются выездные спектакли в детских садиках и других детских учреждениях: все они четко ориентированы на возраст зрителей как по сложности сюжета, так и по времени - трех-четырехлетний ребенок больше 25 минут спокойно сидеть и смотреть даже очень увлекательное действо физически не может.
Если ребенок не ходит в садик, то его запросто можно увлечь домашним представлением, разыгранным на столе из имеющихся в доме игрушек - собачек, клоунов или динозавров. Для большего эффекта можно спрятаться за двумя накрытыми покрывалом стульями со спинкой. При этом даже не имея особых артистических данных и литературных способностей, вы доставите ребенку массу удовольствия и познакомите с увлекательнейшей игрой - театром.
Осмысленно же слушать и воспринимать все содержание сказки ребенок начинает лишь в четыре-четыре с половиной года, и только где-то к пяти годам (понятно, что у каждого это может наступить раньше или чуть позже) он сможет понять театральную условность. Тем не менее для такого театрала спектакль должен быть музыкальным, динамичным, с минимумом декораций (чтобы не рассеивалось внимание), простым сюжетом, четким размежеванием добра и зла и длиться не более 30-40 минут.