Даже на фоне глобальных гастролей в Киеве таких московских театральных «китов», как Ленком и театр им. Е.Вахтангова, предстоящая 21 и 22 декабря в помещении театра им. И.Франко премьера «Подсолнухов» Тенесси Уильямса, на мой взгляд, может стать роскошным предновогодним подарком истинным театралам.
Придумали и преподносят его киевлянам и гостям столицы продюсерская компания «Альянс Шатро» во главе с Еленой Волошиной, которая уже зарекомендовала себя «Русскими сезонами в Украине». Представив (и не раз) нашему зрителю лучшие образцы балетно-оперного искусства — Мариинский и Большой театры — компания расширила рамки «Русских сезонов» театральными кинопоказами российского кино и самыми новыми и интересными драматическими постановками последнего времени. «Подсолнухи» в трактовке хорошо известного своими режиссерскими новациями Бориса Юхананова, ученика неподражаемого Анатолия Васильева, — первый опыт драматических «Русских сезонов». В соответствии с требованиями, предъявляемыми к производимому ими продукту — 100-процентный вкус и качество, — эти гастроли в Киеве поддержала компания SANDORA. А угощать московских гостей решили рестораны «Выдубичи» и «Токио».
В погоне за новым зрителем — старый-то, думающий, социально униженный и экономически бесперспективный, в театр ходит редко — режиссеры и вновь народившаяся каста продюсеров наперегонки выхолащивают из театра таинство, заставляющее душу трудиться, превращают его зачастую в дешевое шоу. Безусловно, сегодняшнее обращение к драматургии Уильямса, пьесы которого еще лет десять-пятнадцать назад не сходили со сцен ведущих театров («Трамвай «Желание», «Кошка на раскаленной крыше» и «Стеклянный зверинец»), вызывает уважение к дерзнувшим сделать это. С другой стороны, нельзя недооценивать пришедшего в театр зрителя, и «Подсолнухи» — бесспорный акт уважения к нему.
Гениальный, почитаемый публикой и собратьями по театру, старый и больной Уильямс, выйдя из больницы, написал самую любимую свою последнюю пьесу «Спектакль для двоих», позднее переименованный им в «Крик». Театральная Америка была от него в восторге, усиленно хвалила, но все дружно решили, что поставить и сыграть эту пьесу невозможно — уж очень сложно. Исполнительница главной роли в постановке, о которой мы говорим сейчас, Лия Ахеджакова с трудом нашла текст пьесы на родине драматурга. Блестящий перевод сделал Виктор Денисов, назвав пьесу «Подсолнухи».
Это первая постановка пьесы в России, хотя печальная история ее «странствий» по театрам страны насчитывает несколько десятилетий. Ее репетировали Алла Демидова и Владимир Высоцкий. Двадцать лет назад молодой Виктор Гвоздицкий и Татьяна Шестакова готовились сыграть ее в постановке Льва Додина. Потом, переехав в Москву, Гвоздицкий репетировал пьесу с Екатериной Васильевой под руководством Камы Гинкаса. И наконец, безумно смелый продюсер Лии Ахеджаковой — Ефим Спектор, пригласив для постановки Бориса Юхананова, дал преследуемой фатумом пьесе сценическую жизнь.
Премьера состоялась в Москве 2 апреля, спектакль с ошеломляющим успехом был показан в России и за рубежом, побывал на нескольких престижных театральных фестивалях, включая почитаемый театралами «Балтийский Дом» и, невзирая на свою сложность, получил высокую оценку зрителей и профессионалов.
Несмотря на дисгармонию, царящую в душах героев, брата и сестры, Феличе и Клер, которых, как уже понятно, играют В.Гвоздицкий и Л.Ахеджакова, «Подсолнухи» — давно невиданное, гармоничное театральное зрелище. Режиссерское решение Юхананова, в котором «сплелись две катастрофы — детства и театра», выводит на первый план актеров. Презрев привычную романтическую мелодику, Виктор Гвоздицкий полифоничен, как баховская месса, а Лия Ахеджакова открывает нам свой талант большой трагической актрисы. Непривычно? Но завораживает, как ежесекундно меняющийся морской прибой. Неотъемлемыми составляющими являются: тревожная хрупкость сценографии и подчеркнутый романтизм костюмов Юрия Харикова, создающая необыкновенную, напряженную ауру музыка Владимира Тарасова, виртуозный свет Владимира Уразбахтина и сложнейший, меняющийся под этим светом грим.
«Подсолнухи» — это театр в театре, игра и жизнь, боль творчества и страх одиночества, зрелище и бесконечная работа души. Вы готовы? Тогда приходите, не пожалеете.