Репертуар каждого театра формируется по его же собственным принципам, логике и убеждениям. В отношении украинского искусства в различных проявлениях в последнее время используют противоречивую формулировку "культура вне политики", но театрального искусства это не касается, именно поэтому в репертуарах многих театров начали появляться спектакли, прямо или опосредованно раскрывающие разнообразнейшие темы, связанные с Революцией достоинства, войной на Востоке Украины и следствиями этих событий.
После открытия обновленного, однако до сих пор архитектурно-спорного здания Театр на Подоле получил условия для полноценной реализации творческих замыслов. Итак, по количеству и жанровому разнообразию премьер текущего сезона этот театр уверенно вырывается в лидеры, пока напористо обгоняя даже киевские театры с престижным статусом "национальный".
Руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов, успевая упорядочивать свой театральный "улей", в этом году еще и выпустил три разноплановых спектакля: в феврале 2019-го - многоязычный рок-мюзикл "Got to be free, или Должен быть свободным" (в оригинальном музыкальном формате предлагает зрителю 12 историй, основанных на реальных событиях, происходивших во время Революции достоинства), в ноябре 2019-го - комедию "ОБЭЖ" и вот в начале декабря 2019-го - драму "Серые пчелы", которая рассказывает зрителю на мирной киевской территории о жизни "забытых и ненужных" людей Донбасса на нейтральной полосе между миром и войной - в так называемой "серой зоне".
В целом, наблюдая за страницей автора романа Андрея Куркова в Facebook, за его насыщенными путешествиями по всему миру, появлением множества переводов произведений на иностранные языки и активным участием в разнообразнейших мероприятиях, невольно спрашиваешь себя: чем заинтересовала автора "серая зона" в Украине? Тем более что и сам роман словно выбивается из литературного задела писателя стилем изложения и подробным описанием быта героев. При этом книга получилась очень нужной не только украинскому читателю. Театрализованная же версия романа и внимание к теме покинутых людей заслуживает слов признательности в адрес как автора сценической версии произведения, так и режиссера и всей творческой группы.
"Серые пчелы" - история о двух бывших одноклассниках, Сергее Сергеевиче (Богдан Бенюк) и Пашке (Сергей Бойко). Точную характеристику их отношениям дает в романе сам автор, отмечая, что Пашка для Сергея Сергеевича "враг детства с первого класса их сельской школы", и далее уточняя, что "… в украинском языке хорошее слово есть - "враженятко". Оно лучше подходит. Это эдакий "враг", которого никто не боится"!" В "серой зоне" эти двое живут уже не один год, без других соседей, только в окружении тех, кто воюет за их землю. На самом деле жизнью назвать это тяжело, скорее - выживанием-существованием.
Сценография спектакля, на первый взгляд, проста: сцена разделена на три отдельных пространства, центральным из которых является жилье Сергея Сергеевича. В дальнейшем, рассматривая все атрибуты быта, понимаешь, что время остановилось здесь не просто на часах, но и вообще. Нет света (провода оборвало во время обстрелов), поэтому комнату освещают свечи, взятые из разрушенной уже теперь снарядами "ленинской" церкви; вместо отопления - буржуйка; мебель (старая кровать, сервант и стол), скорее всего, достались еще в наследство; на стене грамоты и благодарности, хотя и выписаны Сергею Сергеевичу (на русском языке), который против расхождения с именем в паспорте. Все эти скромные пожитки вместе с вешалкой, заваленной одеждой, выдают холостяцкое помещение. Но главное сокровище Сергея Сергеевича - сундук с баночками меда, который он для надежности разместил под кроватью. Однако позже в помещении появится главная ценность Сергея Сергеевича - ульи с пчелами.
Справа от Сергея Сергеевича, который, кстати, живет на улице Ленина, периодически появляется внутреннее минималистическое оборудование дома уже на улице Шевченко, в котором, конечно же, живет Пашка. В селе всего две эти улицы, но, по иронии судьбы, идеологически их жители - прямые противоположности тех, в чью честь названы улицы, на которых они живут. Уже со временем Сергеевич проведет самовольную декоммунизацию, поменяв таблички с названиями улиц.
Левая часть сцены тоже постепенно трансформируется и используется и как квартира знакомой Сергеевича Светланы из Светлого, и как будущая дорога Сергея Сергеевича с пчелами в Крым.
В спектакле задействованы и технические возможности, создающие иллюзию снега, видеоряд в зависимости от событий спектакля. Очень похвально, что нет злоупотребления этими средствами театрализации, а главный акцент режиссер делает все-таки на раскрытии характеров персонажей, их отношениях и реалиях, в которых они живут.
В ходе спектакля, кроме звуков выстрелов и взрывов, звучит мелодия хита американской группы Metallica Nothing Else Matters. Если вспомнить полный текст песни, то становится понятно, что мелодия звучит не случайно. На самом деле в этой "серой зоне" у каждого есть что-то свое важное, а остальное - nothing else matters.
Народный артист Украины Богдан Бенюк - один из ярчайших актеров современной украинской театральной сцены. Широкий творческий диапазон и талант перевоплощения в сценическом проживании характеров разных героев давно и заслуженно сделали его любимцем театральной публики. Потому Сергей Сергеевич (или просто Сергеевич) в его исполнении - человек с крепкими, хотя и скрытыми из-за страха убеждениями в том, что его территория принадлежит Украине. Как и его пчелы, Сергеевич Богдана Бенюка - высокоорганизованный человек-насекомое, которое, в пределах своих возможностей, наводит порядок в помещении, постоянно заправляя кровать, раскладывая на свои места вещи. Моральные качества Сергеевича, даже несмотря на жестокие условия существования в этой зоне, не деградируют, его беспокоит убитый на поле человек, которого никто - ни сепаратисты, ни украинские военные - не признают своим.
Богдан Бенюк раскрывает своего героя без использования какого-либо оттенка серого цвета. Наоборот, его Сергеевич - харизматичен. За его жизнь переживаешь от начала спектакля и до его завершения (даже зная, что финал спектакля иной, чем финал романа), размышляя, доехал он все же со своими пчелами в Крым или нет.
А уж Пашка Сергея Бойко вызывает симпатии только талантом актера, который его играет. Фактически он тот, кого сейчас принято называть ватником, хотя и одет в дубленку, которую постоянно хочет выменять у Сергеевича на более удобную курточку. Пашка веселого характера, с манерами доносчика, который чувствует себя в безопасности и защищенным, потому что рядом "наши", а следовательно - скоро наступит и другой "мир".
Об убедительности его персонажа свидетельствуют даже эмоции одной из зрительниц, случайно долетевшие до ушей во время спектакля (цитируется дословно): "Интересно, откуда этот актер? Наверное, с Донбасса, поэтому не отличить от тех местных". Вера зрителя в образ - лучший комплимент актеру.
Одиночество "врагов детства" нарушают Петр (Юрий Филипенко) - украинский военный, который, увидев Сергеевича со своих позиций в бинокль, приходит с ним познакомиться, и Владлен (Артем Мяус) - российский наемник, наведывающийся в гости к Пашке. Позже к Сергеевичу придут непрошеные гости (Максим Грубер в роли чеченца и Владислав Гончаров в роли дээнэровца) - очередные наемники-сепаратисты, которые будут выяснять, кто выдал "украм" позицию их снайпера. Все эти типажи - очень четкие и понятные для зрительского восприятия.
Иная ситуация с женскими образами в спектакле. Для читателей романа жена Сергеевича - героиня воображаемая, его воспоминание-мечта… На театральной сцене Виталина продолжает быть видением-реальностью Сергеевича, физическим воплощением которого является актриса Анна Саливанчук. Однако от первого появления Виталины создается впечатление, что эта женщина молода и слишком роскошна для простоватого Сергеевича. Другая женщина в жизни Сергеевича - его бывшая любовь Светка (Лариса Трояновская). Она одинока и с радостью инициирует возобновление давно забытых эмоций и чувств между ней и Сергеевичем. Однако Ларисе Трояновской перестаешь верить, когда ее Светка (а она живет на "черной" - оккупированной территории) начинает разговаривать на украинском языке. Чем ближе к врагу, тем больше у человека будет срабатывать инстинкт самосохранения, и она будет ассимилироваться во всем - от языка до обычаев.
Еще один персонаж, прототип которого хотелось бы забыть, но он достоин того, чтобы упомянуть о нем в контексте спектакля, - хозяин Донбасса в исполнении Федора Ольховского. В спектакле - он тоже видение-воспоминание Сергеевича. Характерная интонация голоса, вероятно, краденая шапка на голове и желание спеть любимую песню про "степь Донецкую" вызывают у зрителей неоднозначную реакцию. Потому и задумываешься - а не стоило ли оставить его в романе, не выпуская на театральную сцену? Нет, он не лишний. Ведь чтобы не повторять ошибок, о них надо хотя бы напоминать.
К современной странице истории, на самом деле черной от горя и красной от крови погибших защитников Украины, периодически приковано внимание всего мира. Несмотря на встречи в разных форматах и нереальные для выполнения соглашения, "серая зона" не меняет свой цвет, и такой же неизменной остается судьба людей, живущих там по сей день. Однако если политика и может формировать волю к действию - театр может формировать только мирное сознание, воспитывать зрителя и давать повод к переосмыслению событий, которые уничтожают не только отдельного человека, но и страну вообще. Это и является сегодня главным, а остальное - nothing else matters…