Программа кинопоказов, организованных посольством Турции в Украине, состояла из пяти фильмов. После торжественного открытия, на котором присутствовали представители посольства во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Али Бильге Джанкорелем, а также звезды турецкого кинематографа, показали картину Нури Билге Силана «Узак», получившую на прошлогоднем фестивале в Каннах Гран-при и премию за лучшую мужскую актерскую работу (премию поделили между собой исполнители главных ролей — Музаффер Оздемин и Мехмет Эмин Топрак). Сами турки считают «Узак» фильмом, нехарактерным для их национального киноискусства. Картина снята в европейских традициях: тут и влияние кинематографа Тарковского с его неспешными созерцательными планами и присутствие «догматических» параметров — пристальное внимание к человеческому фактору, раскрытие через бытовое поведение человека его глубинного психоэмоционального состояния. «Узак» — это почти двухчасовое вялотекущее повествование о стамбульском фотографе, на голову которого неожиданно свалился родственник из провинции, прибывший в столицу в поисках работы. Повествование, прямо скажем, утомительное и способное вызвать живой интерес разве что у лиц, профессия которых напрямую связана с кинематографом. Европейский зритель вряд ли почерпнет из этого фильма представление о национальном характере и национальной культуре турков.
О характере и культуре, быте и национальном юморе стоит судить по картинам «Водопад» Семира Асланюрека и «Щедрый начальник» Челгичена Несли. «Щедрый начальник» — колоритный рассказ о жизни южной турецкой глубинки. В небольшом селе, принадлежащем романтичному и благородному аге, давно царит засуха, скудный урожай собирают благодаря невесть какому чуду, но крестьяне, верные своему аге, продолжают трудиться — до тех пор, пока некий залетный проходимец не подбивает их на бунт, и работники, прихватив «свою» долю зерна, убегают в город. После такого вероломства ага, лишенный последних запасов, продает село за бесценок и вместе с семьей тоже перезжает в город, где безуспешно пытается наладить бизнес. Ежедневные заботы о хлебе насущном перемежаются бурными любовными настроениями, царящими в доме аги: сам он тайно влюблен в свою юную работницу, но, сдерживаемый супружескими обязательствами и собственным благородством, не смеет признаться в своем чувстве. Зато его дряхлый отец, не пропустивший ни одной женщины в округе, вознамерился жениться на прекрасной девушке, чему со скандальной активностью противится его законная жена. Вообще для европейцев, которые традиционно привыкли воспринимать восточную женщину как существо забитое и бессловесное, «Щедрый начальник» станет своеобразным откровением: главные героини этого фильма не только много и громко говорят, но и периодически вступают в драку со своими «повелителями».
Не выглядят забитыми и женщины «Водопада» — фильма, в котором сквозь призму личности знаменитого художника подан социально-политический срез турецкой действительности начала 60-х годов ХХ века. Сюжет раскручивается через воспоминания художника, который через много лет возвращается в маленький городок своего детства. В его памяти возникает далекий 1962-й — год государственного переворота, год, взбудораживший умы и сердца его сограждан, соседей, учителей и самых близких людей. Его отец, пламенный приверженец демократов, возводит каменную стену, отделяясь от дома своего родного брата, темпераментно выступающего на стороне республиканцев. И только трагическая смерть младшей сестренки художника, ставшая итогом человеческих заблуждений, заставляет мужчин разрушить эту стену.
Жемчужина прошедших кинопоказов — это, несомненно, картина «Дорога», снятая самым знаменитым турецким режиссером Йылмазом Гюнеем и получившая в 1981 году Золотую Пальмовую ветвь в Каннах. Гюней — фигура одиозная не только для национального кинематографа, но и для турецкого общества в целом. К моменту съемок своего режиссерского дебюта, «Я — Керим» (1967), он уже считался кинозвездой, в активе которой числился приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Анталии за фильм «Закон границ». Гюней постоянно находился в центре внимания и общественности, и кинофестивалей, и властей — благодаря остросоциальным акцентам своих работ. В 1968 году он попадает рядовым в штрафроту, в 1971-м — в тюрьму за пособничество анархистам. В 1974-м режиссера вновь осудили — к девятнадцати годам лишения свободы по обвинению в убийстве. Через семь лет Гюней бежит из тюрьмы, отправляется во Францию, получает там политическое убежище и наконец-то заканчивает фильм «Дорога» (до этого режиссер руководил своей съемочной группой из тюремных застенков). Реалистические линии картины постепенно сплетаются в притчевый клубок: побег из тюрьмы, приводящий героя на неожиданные и неизведанные дороги, оборачивается побегом в Никуда.
Метафоричность, впрочем, была характерна не только для фильма Гюнея. Несколько сдержанно она проявилась в «Водопаде» и более выраженно — в «Видео-теле», картине, рассказывающей о том, как в начале
1970-х небольшой городок осваивал незнакомые телевизионные технологии с помощью городского сумасшедшего. Ну, а действие фильма «Отель «Родина» Омера Кавура и вовсе разворачивается в химерном пространстве гостиницы-приюта, где реальная жизнь одинокого человека переплетается с его несбывшимися, а точнее, несбыточными мечтами.