Отец Андрей Афтанас: "Человек утратил ощущение греховности"

9 февраля, 16:30 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-16 февраля

Из-за этого мы деградируем, откатываемся назад в своем подобии. 

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы УАПЦ поселка городского типа Щирец отец Андрей Афтанас фотографирует с детства все, что кажется интересным: людей, природу. Именно это хобби стало причиной того, что в 1980 г. он поступил и в 1985 г. окончил Львовский полиграфический институт (ныне — Украинская академия книгопечатания). Но тогда, по его словам, это была еще дебютная фотография. 

Впервые отец Андрей Афтанас принимал участие в Международной фотовыставке "Я люблю свой город, я люблю свой край" в Ровно, где его фотоработы были награждены Серебряной медалью и Дипломом конкурса. Кроме того, его фотографии экспонировались на Международном салоне "Фотовернисаж на Покров — 2017" и Национальной фотовыставке "Взгляд-2017" (г. Кропивницкий) 

А в начале нынешнего года в историческом музее во Львове была открыта дебютная фотовыставка "В пространстве света". Это первая попытка автора показать зрителю свой взгляд на мир, свои увлечения и переживания.

В его жизни была Духовная семинария, он стал священником. Кроме исполнения своих непосредственных обязанностей, он с головой окунулся в восстановление комплекса храма Рождества Пресвятой Богородицы. Памятник архитектуры национального значения XII–XIII вв. нуждался во вмешательстве реставраторов. 

По словам Андрея Афтанаса, точная дата построения церкви неизвестна. Ее никогда не закрывали. Даже в советское время, кроме жителей Щирца, сюда ходили люди из окружающих сел — Пески, Ланы. 

Время и климатические условия разрушают сооружение, поэтому надо  постоянно его ремонтировать. Ремонтные работы ансамбля начались еще в 2002 г. Во время реставрационных работ заменили крышу и купол церкви, восстановили старинную колокольню, а саму церковь оштукатурили. Сейчас продолжаются ремонтные работы церковной оборонительной стены. Средства выделяет государство. 

Церковь мало изучена, можно сказать — вообще не исследована. На ее территории никто не проводил никаких археологических исследований, раскопок. А здесь, где ни копнешь, повсюду человеческие кости. Есть сведения, что здесь размещался старинный русский монастырь. Это уникальное место, к сожалению, не оценено. Никто не знает, что на этом месте было с XII по XVI вв. Даже Михаил Грушевский упоминал о храме Божьей Матери, — здесь подписывали мирный договор два князя, Перемышльский и Звенигородский. Так сказать, лепили мир, да не слепили. 

А в последние годы отец Андрей вернулся к юношескому хобби и поднял на его на более высокий уровень. Начал искать встреч с людьми, профессионально занимающимися фотографией. 

— До сих пор я их просто не знал. У них свой мир, круг интересов, свои клубы, сообщества, — рассказывает отец. — Так познакомился с украинским фотохудожником мирового уровня Николаем Тинкалюком. В свою очередь, он организовал несколько встреч с известными львовскими фотомастерами Владимиром Дубасом, Игорем Гнативым, Олегом Огородником. Мы обсуждали разные темы, спорили, и таким образом я входил в этот мир. 

Большинство фотографий, выполненных отцом Андреем, — остановленные мгновения текущей жизни. По его мнению, люди, поглощенные своими заботами, нехваткой времени, не замечают природной красоты, интересных лиц и т.п. 

— Была бы моя воля, я бы камеру из рук не выпускал. Но многие моменты пролетают мимо, когда нахожусь в пути. Вернуть их назад уже нельзя. А постоянно носить камеру с собой нет возможности. 

Часто спрашиваю себя, что бы хотел видеть на своих фотографиях. Сознательно или бессознательно ищу то, чего в будничной жизни другие люди не видят, не замечают — глубинную суть. И в этом незамеченном — особая красота. Мне кажется, что фотография — это внутренний мир человека, который ее делает. Поэтому есть шедевры, выполненные даже мобильным телефоном. Нередко их авторы и сами не знают, что они сфотографировали, и никому не показывают своих фотографий. А фотография, которую никто не видел, не является фотографией. Вот я и проговорился. 

В каждой своей фотографии хочу показать смысл Божьего творения, истины, правды, — назовите это как хотите. Часто нахожу свои фотосюжеты в будничной жизни. Другие люди их, возможно, и замечают, но не фиксируют. Но чтобы совпали все их составляющие, надо оказаться в нужное время в нужном месте и быть технически готовым к фиксированию этого мига. Иногда мне везет. 

Больше всего отца Андрея Афтанаса интересуют образы людей, их внутренний мир, взгляды, инакость. Поэтому основу его портфолио составляют человеческие портреты. 

На вопрос, что хотел бы изменить в жизни, отвечает, что прежде всего хотел бы измениться сам. Ведь если он станет другим, люди вокруг него тоже станут другими. 

— Я не ставлю перед собой таких задач — изменить мир. Не хочу даже менять приход, хотел бы быть для них образцом, хорошим примером. Тогда вокруг меня изменятся люди. Мы же часто хотим изменить мир, забывая о себе. 

Очевидно, самая большая проблема в том, что человек утратил ощущение греховности. Из-за этого мы деградируем, откатываемся назад в своем подобии, данном нам Богом. Только вылезем из какой-то ямы, сразу же падаем в другую, не менее глубокую. Иногда мне кажется, что Христос сегодня на маргинесе. Мало кто спрашивает себя, живет ли в нем Господь. 

У отца Андрея Афтанаса много замыслов. Один из них касается восстановления аутентики украинского села. Фотохудожника интересует не столько сельскохозяйственный инвентарь, хотя и он важен, сколько люди, которые еще поддерживают его дух. Ведь завтра их может не стать, и все это будет утрачено навсегда. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно