На этой неделе стали известны номинанты на «Оскар». 83-я церемония состоится через месяц. Трансляцию из театра «Кодак» будет вести телекомпания АБС. А продюсеры шоу Брюс Коэн и Дон Мискер обещают невиданное шоу, которое должно переплюнуть все предыдущие и по масштабу, и по изобретательности. Между тем, судя по всему, главная конкуренция на «Оскаре» развернется между картинами «Социальная сеть», «Начало», «Черный лебедь».
Прогноз ZN.UA: главные трофеи отхватит все-таки «Сеть» Дэвида Финчера, так как эта картина «попала во время».
Всем известны победители одной из самых престижных кинопремий - «Золотой глобус». Вслед за вердиктом Ассоциации иностранной прессы номинантов «лучшие за год» названы и Британской академией кино-телевидения (BAFTA).
С небольшими перестановками муссируются одни и те же киногерои и раскладываются похожие пасьянсы громких фильмов минувшего года.
«Громких» в данном случае - определение ключевое. Ибо изыски искусства, авангард и высокое звучание кинематографа нынче отдано на откуп арт-хаузным фестивалям.
В поле зрения современных кинопремий - кино, достойно зарекомендовавшее себя в бизнесе, получившее социальный резонанс.
Не припомнятся мне, например, единодушные варианты Канн и «Оскара»!
Зато у «глобусов» и «дядюшек» редко случаются разночтения. И даже прошлогодний конфуз с экс-супругами Кемероном и Бигелоу («Аватар» и «Повелитель бури») - приятный проблеск авантюры в американской премиальной кампании.
И «Золотой глобус», и британская кинопремия, и остальное (подобное) - всем известные пред-пати «Оскара». Свита, делающая короля. В задачи оной входит ротация лидеров, их своеобразный «пиар» на пути к олимпийскому золоту.
К концу февраля даже у самого неискушенного зрителя сложится четкое представление о яркой тройке картин года: «Начало» Кристофера Нолана, «Социальная сеть» Дэвида Финчера и «Черный лебедь» Аранофски. И зрители совершенно четко будут знать, что «подпирать» лидеров станут… либо «Железная хватка» Коэнов, либо «Боец» Девида О.Рассела. Из прочих запасных игроков - «Король говорит!» и «127».
Последние два - такой себе «британский след» в Голливуде. Заметно активизировавшийся в последние годы. Причем зачастую именно за милую лирику о жизни монархов (вспомним пресловутую «Королеву» в 2007-м) Колин Ферт уже получил свой «Глобус» - за исполнение короля-заики Георга VI. А у самой картины рекордное количество упоминаний BAFTA и все стратегические преимущества быть «лучшей» на родине. Если, конечно, британцы не захотят прослыть «ретроградами», подтвердив (вслед за «Золотым глобусом») актуальность «Социальной сети».
На «оскаровский» прагматизм я, во всяком случае, сильно рассчитываю.
Полагаю, уже после вручения «Оскара» усталые от подборов эпитетов к «Социальной сети» многочисленные кинообозреватели еще раз пройдутся по «феномену смены социальной парадигмы в эпоху Интернета»…
И еще раз выскажутся о новом виртуальном человеке с социопатическим синдромом. Его «обобщает» создатель модного внереального пространства Facebook… Хотя, не сомневаюсь, вскоре преспокойно забудут этот фильм (как многие уже забыли «Бойцовский клуб» того же Финчера, куда более агрессивно проповедовавшего «крестовый поход» против кризиса современной души).
Впрочем, «Социальная сеть» скорее акт смирения перед неотвратимостью параллельной реальности. И крайне мало сомнений, что именно этот фильм НЕ выиграет «Оскара»…
А если «не» выиграет?
Тогда напишут, как несправедливо обошлись с «вестником времени».
Что ж, мода есть мода. И «Социальную сеть», с пылу с жару ухватившую героя нашего времени по фамилии Цуккерберг, уже готовы превозносить как «явление в кино рубежа десятилетий».
Кино ли? Если его насущная художественная задача - отразить и даже изобличить преломленное Интернетом (как известно, прямым конкурентом кинематографа) сознание. А ведь эта довольно традиционная «старперская», брюзжащая нескончаемыми диалогами картина похожа скорее на фильм-червяк, от которого можно отрезать что с конца, что с начала - и не убудет.
И этот фильм претендует на высказывание о новом поколении, которое, по любимой цитате кинокритика Андрея Плахова, «осталось в 5-м классе».
Стало быть, на этой же волне следующим героем кино должен стать разоблачитель всемирной официозной лжи, интернетовский Робин Гуд - Джулиан Ассанж? (И так и будет: проект о нем уже в разработке.)
Безусловно, «Социальная сеть» - такой же очевидный (как и прошлогодний «Аватар») властитель зрительских дум. Первенство, а на текущий момент и «глобусы» за режиссуру, сценарий и саундтрек (это тоже, кстати, показательно как общенастроенческий момент), обеспечивают выходящие уже за рамки кино некоторые задачи… На этом фоне, кстати, прочие конкуренты выглядят старомодными.
«Начало» пережевывает «матричную» идеологию, снабжая зрителя новыми спецэффектами. За них, а отнюдь не за сценарий или режиссуру, стоит судить талантливого Кристофера Нолана.
«Черный лебедь» проигрывает по качеству жанра предыдущим триллерам Аранофски. Единственное украшение фильма - стоящая на пуантах Натали Портман. Она уже получила свой «Глобус». И, полагаю, это не последний ее приз за Одетту, мучительно превращающуюся в Одилию.
Удивительно, что все-таки актерские награды демонстрируют востребованность героя старого образца… И Натали Портман, и Колин Ферт - классические драматические характеры, перерастающие себя, свое естество, свои комплексы - в отличие от аморфного героя «Социальной сети». В придачу к ним уж совсем архаичный персонаж «127 часов» Денни Бойла - человек в схватке с природой, такое знакомое и восхищающее старожилов явление. Недаром главный американский критик Роджер Эберт за эту историю альпиниста, отрезавшего себе руку, чтобы освободиться от придавившего его валуна, и поставил фильму Бойла высший бал. Однако, где урожай наград для «127 часов»?
Так же в рамках привычных голливудских мифов расположились фильмы «Боец» и «Железная хватка».
Фильм о боксе и вестерн, согласитесь, архиамериканские жанры.
«Боец» номинировался по основным категориям «Золотого глобуса». И заработал две награды. Актерских. Одна - «мужская» Кристиану Бейлу за «восхождение героя», другая - за женскую роль второго плана Мелиссе Лео (очередной триумф Хелены Бонем-Картер на «Глобусе» выглядел бы уже неприлично).
Эти же актеры попали и в британские номинации. А вот места «лучшего фильма» или режиссуры «Бойцу» не досталось. На Альбионе его заменила «Железная хватка» братьев Коэн. Эта последняя их картина - римейк вестерна с Джоном Уэйном (за который стареющий ковбой получил-таки «Оскар» в 1970-м) -удивительным образом прошла мимо «Глобуса»). Ни одной номинации для гордости нации! Хочется верить, что грядущий «Оскар» исправит положение. Тем более что стилистически фильм Коэнов очень выдержанный и красивый. Впрочем, в сложившейся «картине мира», на которую американское кино оказалось способным столь быстро реагировать, уместно звучит название оскаровского призера от Коэнов - «Старикам здесь не место».