Чемпион «Оскара-2010» — фильм Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» (об американских саперах в Ираке) — оказался казусом проката. В кинотеатры СНГ компания-дистрибьютор «Каскад» отправила «в плавание» только три копии этой, уже позолоченной, ленты. И одна из них оказалась в Украине, в сети «Блокбастер».
— После «Оскара» интерес к произведению бывшей жены Джеймса Кэмерона заметно возрос, в ближайший уик-энд ожидаем нашествия зрителей на одну (украинскую) копию, — говорит «ЗН» руководитель прокатной сети «Блокбастер» Антон Пугач. — Пиар «Оскара», как правило, работает… Признаться честно, «Каскад» даже обращался в Украину с просьбой… вернуть России эту третью копию! Поскольку и там интерес нарастает. Но мы решили, что отечественный зритель должен увидеть фильм-победитель во всеоружии эффектов, качественного звука, ибо «картинка» в домашних условиях несопоставима: «Повелитель бури» — фильм для просмотра на широком экране. Так же, впрочем, как и «Аватар»…
***
Противостояние между «Повелителем бури» и «Аватаром» стало для СМИ притчей во языцех. Но, очевидно, именно это столкновение двух миров и двух экс-супругов и сыграло не последнюю роль в росте рейтингов недавней телетрансляции оскаровской церемонии.
Как известно, рейтинги подскочили аж на 14% (!) — по сравнению с годом минувшим. Когда трансляциям «Оскара» уж пытались спеть «заупокойную мессу»: никто это не смотрит, мало кому это интересно.
«Оскар», год от года отдавая не золотом, а «бронзой», разумеется, несколько растерял то, что в любой киноигре всегда немаловажно — непредсказуемость интриги.
Предшественницы оскаровских гонок, разнообразные почтенные развлечения (наподобие «Золотого Глобуса», «Бафты» и т.д.) будто бы рассеивают напряжение накануне главной Схватки. Поскольку, о чем напоминать бессмысленно, в разных чемпионатах варьируется одна и та же колода карт, звездных имен. И победители, как правило, кочуют с одной сцены на другую (хотя и в разных нарядах).
…В 2010-м возник эффект хотя бы «личностной» — «заклятой» —конкуренции. Это не просто «X» и «Y» следуют с разных станций к одному оскаровскому вокзалу. А два бывших супруга — из давно остывшей постели — как бы доказывают друг другу априорность своих отдельных успехов… но уже друг без друга. И светский соус (с горчинкой) перед глазами многомиллионной аудитории разлит здесь обильно, смачно.
К тому ж на авансцене — два художественно неравнозначных конкурента.
У первого… Феноменальные кассовые сборы. Массовый успех в мире. Даже технологический прицел на грядущую глобальную кинореволюцию.
А у второго конкурента (от бывшей жены)… Тихое участие в международном фестивале. Хорошая пресса в Америке. Больная для самой Америки иракская тема (причем поданная в фильме без «ура-ура!» или «вперед, побежали!»). И довольно скромная домашняя касса (при бюджете в 11 млн. долл. — сборы более 12 млн.).
И, тем не менее…
Киноакадемия — все-таки —задумалась о собственной репутации. Которая и так давно небезупречна (ее даже бессмысленно компрометировать...).
Ведь две эти картины — как две модели одного киномира. Как два кандидата — в одном бюллетене. Как два бегуна — на одной дистанции. Проникновенный российский критик Дмитрий Быков накануне оскаровских раскладов пророчил авторскому режиссерскому кино (в связи с победным наступлением «Аватара») участь едва ли не шагреневой кожи. Мол: все тоньше и тоньше станет в будущем «слой» подлинных мыслителей, а «аватарщина» (в формате 3D) погребет под собою все мало-мальски творческие поползновения режиссерской мысли, позорно дрогнув под бременем гремучих спецэффектов и визуальных аттракционов.
Тревога эта — как обоснована, так (местами) — и наивна. Чем-то напоминает фобии советских героев из фильма В.Меньшова «Москва слезам не верит», когда верили в победу телевизора, который «уничтожит» все «живое» на своем милитаристском пути. Оказалось, не так-то просто уничтожить, в «подполье» тоже ведется активная работа.
Киномир, на самом деле, упруг, объемен, нет сомнения: места хватит -- для новейших технологий (а «Аватар»-3,4,5 — не за горами) и для умного, осознанного человеческого взгляда на то или иное явление, причем безо всяких завитушек, побрякушек, можно даже ручной камерой… (И этот технический метод, между прочим, успешно использован Бигелоу в «Повелителе».)
Ее картина — не из простых. Хотя на первый взгляд — проще не бывает. «Мужской» фильм про Ирак но с каким-то «женским секретом». Война — не мать родна, а пелена, дымка, самая что ни на есть производственная обыденность. Багдад; Ирак; разруха; батальоны просят огня; личная история сержанта Джеймса (актер Джереми Реннер), который ловит едва и не наркоманский кайф от своей саперской деятельности… В фильме это именно женский взгляд на мир мужской. На войну -- в чужом дому.
Бигелоу, слава тебе Господи, уходит от «спасениярядовогораяна» (победного американского марша а-ля Спилберг), она чешет по «минному полю», повествуя, в общем-то, о будничной военной работе. Поскольку война -- это тоже «трудодни». Это – тоже производственная линия. Это тоже -- профессиональный адреналин.
Мужчина — в карде Бигелоу — самовыражает себя через преодоление чего-то чрезмерного, чрезвычайного. И в то же время — заурядного.
Эти парни, так уж случилось (они «на работе»), делают свое «дело». И раскрывают зрителю личные, слегка припрятанные истории.
Зритель и режиссер — в данном случае — не столько соучастник, не столько пешеход по минному полю, сколько — соглядатай.
И как раз «женский взгляд» на мужскую возню в Ираке и порождает в дымке взрывов-пожаров-руин комок какого-то внутреннего страха… И спектр болезненных эмоций, которые не выплескиваются на экране без лишней сюжетной надобности.
Оригинальное название The Hurt Locker — «Запирающий боль». (Вроде термин такой у саперов.) «Запереть боль» — ясный, хотя и грустный эпиграф к военно-женскому кино.
В этой оскаровской ленте — почти выдающийся монтаж. Крепкая мужская компания -- Джереми Реннер, Энтони Маки, Брайан Герати, Гай Пирс, Рэйф Файнс.
В «Повелителе» — чрезвычайно насыщена внутренняя жизнь каждого «военного» кадра. Словно это «мир» в отдельном «мире». Будто бы среда — в еще одной среде.
По гамбургскому счету фильм Бигелоу вряд ли войдет со временем в рейтинговые десятки «лучших». Но именно такой оскаровский итог — хотя бы с признаками кинематографического таланта, очевидного режиссерского мастерства да еще и небезразличия к теме.
Киноакадемия, очевидно, и исходила из подобного соображения, поощряя «Бурю» в иракской «пустыне»... Поскольку отдавать главный кинотрофей планеты работе, пусть ювелирной, но насквозь технарской («Аватар») -- значило бы выбить главные «сваи», на которых годами-десятилетиями строился постамент для «Оскара». Как премии — все-таки за художественные заслуги.
А так — по справедливости. Бывшей жене — сразу шесть «золотых украшений». Бывшему мужу — выгодная «франшиза», которую и в дальнейшем можно выгодно эксплуатировать не в одном — успешном — «браке».
ЛУЧШИЕ НА «ОСКАРЕ-2010»
Лучший фильм — «Повелитель бури»
Лучшая режиссура — Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»)
Лучшая мужская роль — Джеф Бриджес («Безумное сердце»)
Лучшая мужская роль второго плана — Кристофер Вальц («Бесславные ублюдки»)
Лучшая женская роль — Сандра Баллок («Невидимая сторона»)
Лучшая женская роль второго плана — Мо Ник («Драгоценная»)
Лучшая песня к фильму — The Weary Kind («Безумное сердце»)
Лучший сценарий — Марк Боал («Повелитель бури»)
Лучший фильм на иностранном языке — «Секрет их глаз»