ОСЕННИЙ САЛОН

Поделиться
Возможно, подводить итоги арт-сезона 1997 года еще рановато, но уже совершенно ясно, что «Осінній худ...

Возможно, подводить итоги арт-сезона 1997 года еще рановато, но уже совершенно ясно, что «Осінній художній салон-97», организованный и проведенный Союзом художников Украины и Министерством культуры и искусств Украины, останется в истории 1997 года акцией замечательной, запоминающейся и отражающей те основные тенденции года, о которых уже смело можно говорить сейчас. Но вначале все-таки о самом «Салоне».

Салон - явление давно привычное и любимое во многих европейских странах. Исторически сложилось, что именно осенние салоны становятся своеобразными итоговыми акциями года, подводя результаты и демонстрируя достижения.

Некоторые салоны, как, например, Осенний салон в Париже, имеют огромную популярность не только в своей стране, но и во всем мире, и участие в нем есть престижным, определяющим рейтинг, популярность и известность художника.

Устроители украинского «Салона-97» хотели, используя лучшие наработки таких салонов, заложить основу и фундамент национальных салонов на много лет вперед, используя те отечественные традиции, которые уже приобрели популярность и оправдали себя в предыдущие годы. Так, одной из задач нового украинского салона виделось создание своеобразного «смотра разнообразнейших художественных течений и направлений актуального искусства последних лет». При этом не следует забывать, что речь идет все-таки о салоне, где определяющими есть покупательский запрос и способность произведения, выдержав конкуренцию и выделившись на рынке, найти своего покупателя и ценителя. Не стоит сразу впадать в новомодные представления о «плохом вкусе покупателя» и «опасности следования потребительскому рынку». Опыт тех, кто реально работает с покупателем, показывает, что вкус наших новых коллекционеров и ценителей искусства не так уж примитивен, как кажется на первый взгляд (речь идет не о ситуации, сложившейся стихийно, как, к примеру, на Андреевском спуске в Киеве). Поэтому в салоне если и остаются, то лишь профессионалы высочайшего уровня, в основном известные и признанные художники.

Выставочные залы Союза художников Украины впервые после ремонта были широко открыты зрителям. Зал существенно преобразился и обновился. Около 240 живописных, 70 графических и более чем 40 скульптурных работ были выставлены в максимально выигрышном для каждого произведения свете. При таком количестве работ это было нелегкой задачей для экспозиционной комиссии. Но салон - есть салон, у него свои законы, и понятие «подача произведения» есть важным составляющим элементом.

Традиционно хорошо были представлены такие крупные центры искусств, как Киев, Харьков и Одесса. Впервые за много лет широко выставился Львов. Да что там говорить, в «Салоне-97» участвовали практически все регионы Украины. Как в старые времена, из разных городов Украины приезжали художники и привозили свои работы для участия в отборочных турах. Председатель жюри, заслуженный художник Украины Виктор Сидоренко рассказывает, что важным моментом явилось то, что необходимо было выдержать стилевое единство салона, и поэтому условия приема работ были и неожиданными, и сложными - соответствующее качество произведений и их оформление. Этих условий не выдерживали многие из поданных работ, и поэтому жюри отклонило почти половину из общего количества. Организаторы «Салона-97» хотели видеть его, не «следующим за», а наоборот, предлагающим и задающим тон, открывающим что-то новое или уже забытое.

Выставка удалась и радовала зрителей и специалистов разнообразием действительно прекрасных произведений изобразительного искусства. Ее было интересно смотреть (это не оговорка, ведь по параметрам и критериям некоторых современных концепций это совсем не обязательно). Произведения признанных мастеров, метров отечественного искусства соседствовали с работами молодых, еще только начинающих художников. И в этом была какая-то особая символика и смысл, воочию представляющие ту непрерывную связь поколений, когда от старших к молодым переходит мастерство, опыт и умение. Хотя следует отметить, что старшее поколение, невзирая на возраст и сложности, работает так же сильно и мощно, не боясь воплощать свои творческие замыслы на больших, впечатляющих размерами полотнах. Молодежь в основном уже почти полностью адаптировалась к рынку, нивелируя и уменьшая произведение во всех направлениях и параметрах. Полная капитуляция? Следование требованиям и моде? Мельчание?

Так или иначе, старшее поколение и в этом (в который уже раз) сумело преподать молодежи урок истинной нравственности, смелости и ответственности художника перед лицом истории и вечности. Ведь эти полотна создаются не на год или два, а по крайней мере, на несколько столетий. Хотя, кто знает... У картин, как и у людей, своя жизнь и своя история.

«Осінній художній салон-97» задумывался широко. Так решено было не совмещать разные виды и направления, а разделить экспонирование на два этапа. Первый, станковых видов искусства уже завершен, а второй - декоративно-прикладного искусства очень скоро порадует зрителей вернисажем. Хотя это и привнесло в деятельность оргкомитета, да и Союза художников, массу дополнительных проблем, однако явилось абсолютно правильным, профессионально оправданным и продуманным шагом. В противном случае выставка напоминала бы скорее магазин, базар или ярмарку, нежели салон с присущими ему аристократизмом, тонким вкусом и грамотной, до наименьших деталей и нюансов продуманной экспозицией.

Какие же тенденции высветлил и определил «Осінній художній салон-97»? В разговоре с Виктором Сидоренко мы затронули лишь чисто творческие аспекты и проблемы современного изобразительного искусства, которые, по его мнению, измеряются не сезонами, а более глобальными и значительными промежутками времени. Нынешний этап конца ХХ столетия, по его мнению, таков, что вбирает в себя все направления, стили и формы, постоянно трансформируя и превращая их. Это состояние ближе всего по духу напоминает декаданс и характеризуется отсутствием чистоты стиля.

Такая ситуация наблюдается во всем художественном общемировом процессе, и украинское искусство есть его звеном и составной частью. Салон же, по своей направленности и ориентации, являясь своеобразной «верхушкой айсберга» этих процессов, едва ли не наилучшим образом может показать и проявить это.

Однако на еще одной тенденции, которая выделилась и наметилась в последний год, хотелось бы остановиться более подробно. Выставки, подобные «Осінньому художньому салону-97», явление не частое в художественной жизни, особенно в последние годы, и перерастает границы не только одного города или области, становясь событием общенационального, всеукраинского масштаба. Их весомость и значимость очевидны, дают возможность познакомиться с самым широким спектром творческих поисков украинских художников. И вполне понятно, что подобные акции по силам лишь таким крупным организациям и заведениям, как художественные музеи, Союз художников, Министерство культуры и искусств Украины и др. Парадоксально, но вполне очевидно, что последнее десятилетие, начиная со времен перестройки, внесло некоторые коррективы в восприятие творческой интеллигенции в отношении этих организаций. Они воспринимались закостенелыми и консервативными, не способными видеть и поддерживать то новое и передовое, что было принесено переменами в обществе, сознании и искусстве. Какой-то промежуток времени, возможно, так и было. Но особенностью уходящего 1997 года стало постепенное «возвращение лидерства» этих организаций, которые в ряде случаев выступают явными и бесспорными авторитетами. У кого-то все вышесказанное вызовет ироническую усмешку и желание полемизировать. Однако какими видятся на сегодняшний, весьма непростой момент те силы, которые способны поддерживать что-то действительно новое и грандиозное, от которого дух захватывает, и возражать уже незачем да и нечем. Во всем мире главным оплотом искусства было и остается государство. В нашей стране и лишь в небольшой промежуток времени частные галереи, фонды и центры действительно сумели закрыть ту зияющую пустотой нишу так называемого социального заказа и ориентации. И этот опыт видится бесценным и уникальным. К примеру, идеальной для художника была деятельность теперь уже забытой галереи «УКВ», которая не только закупала произведения искусства, но и финансировала акции, выставки, поддерживала самые смелые идеи только что вырвавшихся на свободу из-под прессинга социалистического реализма молодых художников. Немного позже это предпринималось и галереей Бланк-арт. Возможно, этим занимался кто-то еще, но уже в значительно меньших масштабах. Постепенно огонь лидерства угас, не оставив желающих подхватить его по вполне понятным многочисленным причинам, из которых финансовые играли хоть и серьезную, но далеко не самую главную роль. Нынешние галеристы могут только лишь мечтать о цивилизованных способах и методах работы с художниками, хотя бы в рамках коммерческой деятельности, не говоря уже о финансировании идей и экспериментов.

«Осінній художній салон-97» явился не только лучшим тому подтверждением, но и предоставил галеристу прекрасную возможность в поиске новых имен и талантов.

И думается, что речь идет не о противостоянии или конфронтации, а о необходимости творческого сотрудничества и взаимной поддержки, когда основополагающими есть принципы и идеи создания действительно плодотворной для творческого потенциала атмосферы, в которой все элементы и начинания играют важную роль, все положительные импульсы и помощь будут способствовать развитию национальной культуры и искусства.

«Осенній художній салон-97» состоялся. Начало было удачным, и дай бог, чтобы и в будущем, высоко поднятая планка не опускалась. Удачи!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме