«ОСЕННИЕ СКРИПКИ» В НАЧАЛЕ ЛЕТА

Поделиться
О русском писателе времен серебряного века в истории отечественной культуры, Илье Дмитриевиче Су...

О русском писателе времен серебряного века в истории отечественной культуры, Илье Дмитриевиче Сургучеве (1881-1956), всегда писали восторженно и проникновенно, но только в пору апогея его славы, припавшую на 10-е годы нашего бурного столетия.

Вот лишь некоторые из этих откликов:

«У Сургучева… язык необыкновенно яркий, красочный, образный, оригинальный и притом такой, которому веришь; чувствуешь, что он не придуман в какой-нибудь литературной канцелярии, а автор либо сам с молоком матери его всосал, либо талантливо подслушал где-то далеко, среди векового простора России…»

«Мягкое и трогательное «чеховское» настроение проникает его облаком тихой грусти о страдающем человечестве, все еще не разгадавшем загадку счастья…»

«Автор знает то, о чем пишет, и там, где пишет, не мудрствуя лукаво, его рассказ сочен и крепок…»

«Сургучев обещает немало», - констатирует одновременно Максим Горький, давший писателю возможность раскрыться на страницах своего небезынтересного альманаха «Знание».

Да, был колоссальный творческий взлет. На сценах Александринского театра в Санкт-Петербурге и Художественного в Москве с большим успехом шли драмы И.Сургучева - «Торговый дом» и «Осенние скрипки». В них блистали первые актрисы этих трупп - Мария Савина и Ольга Книппер-Чехова.

Однако после большевистской Октябрьской революции И.Сургучева постиг удел многочисленных его современников, представителей духовной элиты, - эмиграция. В течение долгих тридцати семи лет.

Отсюда, вероятно, тот душевный слом, надрывность, художническая несостоятельность, потеря координат и ориентиров в жутких условиях скитаний по Стамбулам, Прагам и Парижам, постигшие писателя.

Это и дало, без сомнения, право тоже великой эмигрантке, посвятившей свою жизнь сохранению великих принципов русской литературы за рубежом, Нине Берберовой, написать в своем «Биографическом справочнике» столь резко и хлестко, до безжалостности: «Сургучев И.Д. Отчасти связан с группой «реалистов» времен «Знания». Писатель, драматург, автор «Осенних скрипок», поставленных в МХТ. Это на всю жизнь дало ему большую уверенность в себе. В Париже перед войной - реакционный и аррогантный (т.е. надменный, высокомерный, заносчивый); во время войны - симпатизировал Гитлеру и чувствовал себя при немецкой оккупации как рыба в воде. Умер после войны - вполне незаметно, и теперь прочно уложен в мусорный ящик истории».

Но, как оказалось, И.Сургучев еще нужен современному зрителю, наряду с А.Островским, А.Чеховым, Г.Ибсеном. Теми авторами, у которых он черпал вдохновение, чьи традиции он развивал и которым неукоснительно следовал, делая ставку на правду чувств, в обширнейшей их гамме - от слепой любви до циничности расчета в угоду сиюминутной выгоде.

К слову сказать, драмы И.Сургучева не кончаются с последним актом, как не начинаются с первым. «Бытовая действительность бесконечна, и, как от куска материи, автор может отрезать от куска жизни столько актов, сколько пожелает». Это написано в 1914 году, в канун первой мировой войны. Похоже, трагедия, следуя все тем же сценическим канонам И.Сургучева, затянулась. Но она рельефно подчеркивает светлые стороны бытия, подкупая своей ненадуманной пафосностью, гуманизмом, протестом против нравственной несправедливости.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме