ОН НУЖЕН, ЭТОТ ПРАЗДНИК

Поделиться
Все было как всегда. Памятник сооружался буквально авральными темпами — расчищалась площадка, возводился постамент…...

Все было как всегда. Памятник сооружался буквально авральными темпами — расчищалась площадка, возводился постамент…. Сам бюст привезли в последнюю неделю перед праздником, и еще буквально накануне в Каменце и Хмельницком, Волочиске и Ярмолинцах что-то бетонировалось, белилось, красилось — словом, приводилось в божеский вид.

Все было как всегда — по минутам расписана программа встреч и творческих вечеров, по 15 городам и районам распределены члены делегаций — из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Азербайджана, Австрии, Бельгии, Болгарии, Словакии, США, Канады, Швеции, поэты и писатели, артисты и художники, переводчики и просто ответственные лица. Их встречали в селах и райцентрах хлебом-солью, и в битком набитых залах они читали стихи — свои и Тараса Григорьевича, говорили о любви к Украине и клялись ей в преданности.

Все было как всегда — цветы к подножию памятника, концерты и художественные выставки, конкурсы сочинений и чтецов, мероприятия в библиотеках и школах… Все было как всегда — но на Хмельнитчине это было впервые. Впервые за последнее десятилетие, когда стал традиционным в Украине международный Шевченковский праздник литературы и искусства «В сім’ї вольній, новій», его 19—21 мая принимало Подолье. Принимало широко и щедро, предоставив для торжеств почти всю область, задействовав в нем практически все структуры, на которые еще можно повлиять административными рычагами. И это банальное «как всегда» нередко превращалось в удивительно теплое общение непосредственных участников праздника со слушателем — но лишь там, где находились искренние и правдивые слова, где говорилось не «как надо», а начистоту, от всего сердца. Люди шли послушать правду — не из уст записных политиков и кандидатов во что-то, которыми перекормлены в последнее время, а от людей искусства, которым, как ни удивительно, по-прежнему верят и по выступлениям которых, оказывается, соскучились.

Подолянам было интересно общаться с представителями украинской диаспоры из ближнего и дальнего зарубежья, но не менее интересно — с делегациями из других областей Украины, особенно их литераторами — как, мол, живется вам, как воспринимают у вас нынешнее бытие? Настрой на искренность был так велик, что не могло не броситься в глаза невольно возникшее противоречие: мероприятия, подготовленные, естественно, админаппаратом, невольно превращались в средоточие недовольства этим аппаратом, который в глазах народа олицетворяет власть, а значит, все нынешнее неурядицы. Не потому ли так неуютно чувствовали себя чиновники вовремя блистательного выступления на церемонии закрытия праздника Евгена Дударя — писателя, не укладывающегося в прокрустово ложе приписанного ему юмористического жанра. И не поэтому ли его обращение к Тарасу, наполненное болью за родной народ и нежностью к нему, выстраданное и облеченное в простые и гордые слова, нашло такой истовый отклик в зале, солидаризовавшемуся с оратором громом аплодисментов.

Но, несмотря на горькие ухмылки при подсчете потраченных на праздник денег и задолженности в крае по зарплатам и пенсиям, сомнений в необходимости такого широкого, богатого, зрелищного действа у людей практически не возникало. И не только потому, что в его рамках сделано очень много для укрепления материальной базы культуры на Хмельнитчине. И не потому лишь, что он дал толчок к новым творческим поискам художников, артистов, писателей области — издательством «Подолье» выпущена книга «Свіча вічності»; ансамбль песни и танца Хмельницкой филармонии «Козаки Поділля», создавший великолепную Шевченкиану, сумел обогатить и усовершенствовать свою программу; не только в областном центре, но и во многих районах были открыты потрясающие вернисажи работ профессиональных и самодеятельных художников, народных мастеров, юных талантов. И не из-за того только, что древний Каменец-Подольский, город-памятник, пополнился еще одним памятником — Тарасу Шевченко, побывавшему здесь в 1846 году: бюст молодого Тараса создан молодым Мазуром — Богданом, сыном известнейшего хмельницкого скульптора Мыколы Мазура (в биографии Богдана уже есть уникальная совместная с отцом работа «Ангел скорби» — памятник жертвам репрессий в Хмельницком, памятник Параджанову в Киеве, который открывали президенты Украины и Армении, и — за эти скульптуры — Малая Шевченковская премия прошлого года). Но в первую очередь — из-за того, что хоть какой-то эпизод из этих щедрых на знакомства с людьми, стихами, песнями, историей дней обязательно останется в памяти людей и особенно детей. И — будем надеяться — прорастет в ней любовью к родному слову, к родному краю и личной ответственностью перед ними. Собственно, это и есть главная идеология государства — растить патриотов родной земли.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме