Около 30 лет назад из-за «железного занавеса» просочилось и достигло слуха наших зрителей довольно необычное творение - моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» по произведению Жана Кокто. Этот жанр уже был немного известен, но не пользовался особой популярностью у отечественной композиторской школы. Одинокий человеческий голос со своей личной жизнью, страстью, горем, надеждой не высоко котировался рядом с эпическими оперными полотнами, динамика отдельной жизни «не смотрелась» на фоне динамики традиционных сюжетов. Кроме того, спеть самостоятельно целый спектакль под силу далеко не каждому певцу, а создать сценическую версию подобного спектакля сможет не каждый режиссер.
Впрочем, и после появления «Человеческого голоса» на одной шестой суши ситуация не очень-то изменилась. Но одной киевской оперной диве очень захотелось иметь в своем репертуаре что-то подобное. Речь идет о Евгении Мирошниченко. В 1971-м украинский композитор автор балета «Каменный властелин», оперы «Гибель эскадры» Виталий Губаренко взялся выполнить желание певицы. Это не было случайностью - он был известен как театральный композитор, любивший живую интонацию, вокал, индивидуальность человеческого голоса, ценивший в музыке эмоциональность и красоту. Либреттист «Каменного властелина» Е.Яворский предложил в качестве литературной основы новеллу Анри Барбюса «Нежность», идеально музыкальную по своей форме и содержанию. Это был первый серьезный опыт композитора, известного эпическими полотнами в области тонкой лирики. И опыт этот оказался успешным. В киевской опере премьерой «Писем любви» дирижировал С.Турчак, пела, конечно же, Е.Мирошниченко. В концертном исполнении ее впервые спела Валентина Соколик. Эту оперу ставили на сценах Харькова, Одессы, России, Эстонии, Латвии, Болгарии. Немного можно назвать творений современных композиторов, имеющих такую же насыщенную и счастливую судьбу.
В Москве, в театре Станиславского эту оперу ставил режиссер Лев Михайлов. Он предложил композитору «продолжить» сюжет - дописать мужскую партию. Конечно, никто не стал бы дописывать Барбюса, но идея родилась. Она воплотилась только в начале девяностых годов, когда из печати вышли «Письма к Неизвестной» Проспера Мериме. На основе этих писем любви жена композитора Марина Черкашина создала либретто оперы «Одиночество», которая была впервые исполнена в 1993 г. Эти две оперы - в общем два совершенно самостоятельных произведения - превратились как бы в две части единого целого: исповедь женского сердца, написанная в течение двух дней и растянутая на двадцать лет мнимой жизни, и письма мужчины, охватившие около сорока лет, пронесшего через них одну-единственную любовь, но так и оставшегося совершенно одиноким. В обоих произведениях слушатель сталкивается со странным временем - оно то растянуто, то сжато, то просто разбито вдребезги и перечеркнуто, - то есть не со временем, привычно отсчитываемым часами, а со временем-музыкой, которое вытягивает нас из нашего обыденного и включает в свой поток, где двадцать лет можно пережить в течение двух дней (или получаса?).
На творческом вечере Виталия Губаренко в Колонном зале им. Лысенко прозвучали обе монооперы, но в порядке обратном хронологическому - сначала «Одиночество», а во втором отделении - «Письма любви». Надо заметить, что хотя произведения эти разделяют двадцать лет, они стилистически выдержаны в одном ключе. «Одиночество» пел первый исполнитель этой оперы Александр Востряков. Вокальные партии в обеих операх не из легких, и было заметно время от времени, что даже народному артисту справиться с подобной мелодикой довольно трудно. Тем не менее опера была исполнена очень хорошо, если не считать иногда возникавшей разбалансированности звучания голоса и оркестра, с чем, впрочем, дирижер справлялся быстро, «вытягивая» периодически оркестр на собственных эмоциях.
Надо, конечно, отметить, что филармонический оркестр постепенно растет - всего за три репетиции он подготовил такие сложные произведения при его молодости и в общем-то невысоком как для столичной филармонии уровне. В этом успехе, конечно, немалая роль принадлежит дирижеру. Чтобы поставить подобные произведения за три репетиции, он должен досконально знать партитуру, то, что он хочет услышать, и то, как добиться этого от оркестра. Надо сказать, что сама идея этого творческого вечера и принадлежала дирижеру Игорю Палкину. К сожалению, будучи «вторым дирижером» филармонического оркестра, он редко появляется пред ясны очи зрителей. Тем не менее уже то, как он подготовил исполнение моноопер Губаренко, говорит о том, что этот дирижер заслуживает внимания со стороны слушателей.
«Письма любви» исполнила молодая певица Ирина Семененко. Несмотря на то, что она впервые пела это произведение, она без видимой натуги исполнила довольно сложную партию, к тому же с немалым артистизмом, чего нечасто можно дождаться от оперных исполнителей. Опера, пережившая столько постановок, трактовок, режиссерских изысков, снова прозвучала как в первый раз - трепетно.
К сожалению, ни в одном украинском театре не идет сейчас ни одного спектакля Виталия Губаренко. Ни одного из 12 оперных и 5 балетных произведений. Постановки стоят колоссальных денег, поэтому руководители предпочитают ставить то, чем эти деньги можно «отбить» на гастролях. Зарубежные импресарио не торопятся заказывать современную (и даже классическую) украинскую музыку. Не заказывают они нам и классики ХХ века (за исключением, пожалуй, «Катерины Измайловой»), прекрасно зная, что наши театры с ней не справляются. Поэтому на наших подмостках ставится в основном классика ХIХ века и отечественные «шедевры» вроде «Анны Ярославны» - эстетические качества сомнительны, зато из нашего героического прошлого. Вследствие всего этого не только в мире, но и у наших слушателей создается впечатление, что сейчас в Украине достойных композиторов просто нет. Вот только иногда возникают творческие вечера, не имеющие обильной рекламы, но собирающие залы.