ОДАРЕНА ИЛИ ПРОКЛЯТА ЛЮБОВЬЮ

27 февраля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 27 февраля-6 марта 1998г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Есть в Киеве дом, где за огромной резной дверью существует островок давних времен. Отворишь эту тя...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Есть в Киеве дом, где за огромной резной дверью существует островок давних времен. Отворишь эту тяжелую дверь, поднимешься по мраморной лестнице мимо бронзовых скульптур, мелькнешь отражением в огромных зеркалах, и оживут читанные когда-то строки о домашних театрах в графских имениях. Лучшего места для театра не придумаешь. Здесь и разместился театр-салон «Модерн», точнее мастерская театрального искусства «Сузір'я». Недавно в репертуарной афише появилось новое название - «Федра» Ж.Расина в переводе на украинский М.Рыльского, музыка В.Ракочи. Автор спектакля, режиссер-постановщик - народный артист Украины Алексей Кужельный. Постановочный коллектив: пластика - В.Вонятицкий, танцы - С.Швыдкой, костюм - Н.Кудрявцева. «Федра» - моноспектакль, в нем играет народная артистка Украины, лауреат премии им.М.Заньковецкой Лариса Кадырова.

Черное пространство… Сцена пуста, ее пол наклонен в сторону зрительного зала. В глубине сцены, как бы на вершину горы, подталкиваемый чьими-то руками, продвигается вверх золотистый шар, круглая сфера, клубок из бронзовых нитей: из последних сил Федра возносит его на вершину. Лабиринт ее жизни пройден, клубок размотан, остался последний коридор, и нет света в его конце…

Два царственных цвета будут в спектакле - золотой и черный. В их сочетании - величие и трагический конфликт. В золоте воплотилась божественная мудрость, сила духа, власть, а за черным - вечная тайна вселенной. Однотонность черного цвета обманчива, ведь он получается при смешении семи основных цветов, в нем есть все их разнообразие. Сущность Федры, скрытая пока за черной вуалью, вмещает весь спектр человеческих чувств. Отводя вуаль от лица, «Тече у жилах трутизна»! - восклицает она. Жизнь по каплям уходит. Когда-то под эти живительные капли она подставляла лицо, ловила их ртом, теперь, как в пытке, они падают в одно и то же место, боль становится невыносимой. У последней черты человек честен всегда. Наедине с собою нет смысла врать. И Федра начинает свой рассказ, снова берет клубок - эту символическую нить Ариадны и пускается в путь по лабиринту к зловещему Минотавру. И опять прочитывается ассоциация: лабиринт - потемки души, Минотавр - зло, с которым надо справиться в себе.

Тональность спектакля с вечным сюжетом о том, как любовь одного человека не принимается другим и каковы масштабы трагедии этого любящего, задана предельной искренностью актрисы в момент обнажения чувств героини, неприкрытым саморазоблачением, желанием, стократно усиленным предсмертной неотвратимостью разобраться в себе, остаться достойной самоуважения, победить мрак, затопивший душу. Спектакль идет на одном дыхании. Лариса Кадырова играет трагедию женщины, полюбившей сына своего мужа с помощью такого разнообразного набора сценических средств, что отвлечься от актрисы не можешь ни на минуту. Филигранно выстроена пластика, мотивировано каждое движение, музыка не соединяется со словом, она, можно сказать, возникает из него. Алексей Кужельный попробовал воплотить в спектакле идею возрождения жанра мелодекламации, найдя решение, адекватное музыкальному звучанию. Природе украинского театра всегда была близка музыкальность. Но в «Федре» музыка - не просто сопровождение, это мелодическое звучание эмоций. Композитор В.Ракочи шел от индивидуальности актрисы, от ее ощущения драматургии.

Сделав из расиновской трагедии моноспектакль, режиссер и актриса отказались бытово поставить этот сюжет. Они решили заняться исследованием вечной философской проблемы - внутренней сущности желаний человека, с которыми он вечно борется, соглашается, которые отрицает. Проследить это - вот самое интересное и важное. И в этом смысле темы любви, долга, чести, морали, духовности - материал на все времена. Создатели спектакля поставили перед собой задачу - рассмотреть страсть, которая может сделать человека и рыцарем, и палачом, выявить проявления крайних состояний человеческой психики, крайних откровений. Стремление Федры жить по законам чувств терпит крах, потому что эти законы главенствуют только в ее душе. Душа же Ипполита глуха к ним, безразлична и отказывается подчиняться им. В этом трагедия Федры, не пожелавшей смириться с этим. Настроение Федры-Кадыровой изменчиво. То в ней бушуют страсти, то она не может справиться с гневом, то она спокойна, как бывает спокоен человек, принявший последнее решение. В ней говорят несколько ее внутренних «я», они ведут спор между собой, доказывают, убеждают, противостоят друг другу. Внутренние противоречия раздирают Федру. Актриса мечется на покатом подиуме, символизирующем неустойчивость, - и ее внутреннюю, и мира окружающего. Федра продолжает рассказ - о своей любви, вине, неизбежности расплаты за содеянное. Просто гениально выражает это состояние образ спектакля. Нить, с которой Федра пускалась в свой путь, воспринимается как паутина, которой она хочет опутать Ипполита, но в которой запутывается сама. Натягивая через всю сцену нить, переплетая ее, Федра выстраивает ее натянутыми прямыми некие геометрические фигуры, символизирующие одновременно порядок и мировой хаос, и они проецируются на ее внутренний мир. Золотая сфера, вечный клубок - подобие Земли, звезды, одинокой и множественной в космосе. Это ты во вселенной и вселенная в тебе. Федра способна поднять эту вселенную, она сильна любовью, которой ее одарили боги, и обречена погибнуть под ее тяжестью!

Финал спектакля. Иссякли силы, все сказано, еще раз пережито и нет прощения за произнесенные слова, за совершенные поступки. Темнота сгущается. Вконец запутавшись в своих мыслях-желаниях-страстях, реально опутанная нитями, Федра, будто птица со связанными крыльями, пытавшаяся, но так и не сумевшая взлететь. Актриса медленно поднимает черное покрывало себе на лицо. Исчезли мысли… Все погружается во тьму. Мрак, смерть, освобождение…

Если вспомнить классические определения театра как зеркала, увеличительного стекла, то спектакль «Федра» в полной мере можно образно назвать зеркалом с увеличивающим эффектом, в котором мы смогли бы рассмотреть свои съежившиеся, уменьшенные чувства чести, долга, ответственности за слова и поступки. И пускай взгляд на них сам по себе еще ничего не означает. Но первый шаг - открытие присутствия в себе этих чувств - самый важный. Потому что решивший идти старается продолжить путь. Реакция на спектакль такого содержания, как «Федра», где поднимаются проблемы моральные, сложноразрешимые, есть показатель состояния общества, его уровня духовности. Воспитывать чувства всегда было делом сложным и неблагодарным. Развлекать куда легче и необременительней. Но только образцы настоящего искусства, к которым отношу этот спектакль, могут делать то, от чего в сообществе людей, движущихся по пути самосовершенствования, будут появляться все новые и новые попутчики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК