Ходить на выставки искусства в Киеве - модно. Одной из самых оживленных улочек столицы в последнее время стала улица Терещенковская, бывшая Репина. Еще недавно, в мае, она змеилась очередью в Русский музей: киевляне и "гости столицы" массово ринулись смотреть выставку "Сады Серебряного века" к 160-летию Михаила Врубеля. Но то, что происходило на Терещенковской в последние недели, иначе, как "беспрецендентным" событием, не назовешь. На выставку "Спасенные сокровища Италии. 17 картин из музея Кастельвеккио в Вероне" в Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко с 13 по 22 июня 2016 г. стояли такие очереди, что это уже больше походило на штурм.
На время "экстраординарной" выставки работу самого музея продлили до 20.00 и вообще отменили выходные. Но все равно желающие полюбоваться 17 картинами, украденными в ноябре 2015 г. из Вероны и найденными украинскими пограничниками в Одесской области, на границе с Молдовой, выстаивали как минимум по полтора часа в очереди. В первый же день, после официального открытия экспозиции лично президентом Петром Порошенко, через зрительный зал прошла без малого тысяча человек. В последующие дни, несмотря на дикую жару, людей было намного больше.
Впрочем, зря пишу о "беспрецендентности" ажиотажа. Подобный, и даже еще больший, по крайней мере однажды, в Киеве уже был. В 1973-м, когда в столицу тогда еще УССР (наряду с Москвой и тогдашним Ленинградом) привозили выставку "сокровищ Тутанхамона". Тоже, кстати говоря, спасенных - но археологами, включая лорда Картера. Принципиальное отличие веронских "сокровищ" от египетских в том, что фараонских древностей в Киеве, и правда, вообще нет. А вот полотна, по уровню сравнимые с теми, которыми по праву гордится город Ромео и Джульетты, все время преспокойно присутствуют в постоянной экспозиции самого киевского музея Ханенко. Особых толп, увы, они не собирают. Воспользовавшись случаем, "ханенковцы" разместили "17 картин" (а это, в частности, знаменитая "Мадонна с перепелкой" Пизанелло, "Покаяние Св. Иеронима" Якопо Беллини, "визитка" Вероны "Портрет мальчика с детским рисунком" Джованни Франческо Карото, два пейзажа Ханса де Йоде, сразу несколько работ гениального Якопо Робусти - Тинторетто, включая "Мадонну-кормилицу", и др.) в залах западноевропейской экспозиции. И не забыли напоминать: рядом с тем же "Покаянием Св. Иеронима" Беллини в музее представлены полотна "обоих сыновей художника - "Портрет патриция" Джентиле Беллини и "Мадонна с младенцем" знаменитого Джованни Беллини из коллекции Ханенко". На ажиотаж это, правда, никак не повлияло. Большинство посетителей, почти как туристы со всего мира к Джоконде в Лувре, все равно прикипали к знаменитому "Портрету дамы с цветами смолевки" Рубенса. Результатом этого полуторачасового "стояния к Даме" зачастую становились наивно-восторженные отзывы вроде: "Картина просто завораживает. Уже несколько лет искала портрет, который бы настолько потряс, чтобы взяться его вышить, и вот, наконец, кажется, нашла!".
Если говорить без иронии, прежде, чем отправиться на президентском "борту номер один" обратно в Италию, в руки реставраторов, "Возвращенные сокровища Италии" наочно продемонстрировали нам самим несколько очень простых и в то же время печальных истин - о нас самих же. (Увы, похитители заметно повредили работы, включая именно Рубенса и "Мальчика с детским рисунком", по-варварски вырезая и выламывая их из рам. Чтобы избежать дальнейшего урона, в музее Ханенко их экспонировали в специальных витринах-"мольбертах", в наклонном положении. Часть "мольбертов" ханенковцам по дружбе предоставил сосед - Русский музей). Например, это - вывод о степени подверженности влиянию СМИ большой части населения. Ажиотаж ведь и возник, главным образом, благодаря репортажам по ТВ. Один из центральных каналов при этом ухитрился рассказать, что вход на выставку - "бесплатный". И в Вероне, по решению тамошней мэрии, до конца года - для всех украинцев во все музеи. И в Киеве. И поэтому, отстояв гигантскую очередь в Ханенко, некоторые посетители вынуждены были разворачиваться и уходить несолоно хлебавши. Так что следующая "истина" - о том, что у современных "простых украинцев" нет денег, даже чтобы сходить в музеи… (А вы, кстати, в этом до сих пор сомневались?..) Убедившись, что в Вероне и в самом деле моментально освободили от платы за входные "музейные" билеты всех граждан Украины, наши туристы, напротив, очень обрадовались. И в Фейсбуке стали обсуждать отечественные "власти". Которые выставку "веронских" шедевров, наоборот, сделали "коммерческой" - но спасибо, что вообще провели…
Однако главный, совсем уж печальный итог из размышлений, волей-неволей крутящихся в голове, пока полтора часа строишь "у парадного музейного подъезда", таков: "А насколько же, думаешь, редки в Украине, даже в Киеве, международные выставки живописи мирового уровня, что ради счастья хоть раз в жизни "живьем" увидеть оригинал Рубенса, люди готовы ночевать под открытым небом?".
Когда сегодня видишь музейную афишу даже той же, недружественной нам, живущей под "гнетом санкций", Москвы, хочется просто заплакать. Прямо сейчас там, к примеру, открывается ретроспектива Рафаэля. А до этого… Впрочем, не будем о столице России. Тем более, что на поездку даже туда, не то что в Верону, у большинства посетителей киевских музеев денег все равно нет. (Да и с какой стати?..) Раз даже в 2016-м мы в Киеве с ностальгией вспоминаем о выставке "сокровищ фараона" начала 1970-х, - дело, наверное, все-таки не в войне. Из-за которой в Украину просто невозможно привезти более-менее стоящие произведения искусства. Очевидно, что совсем плохо дело с самой поддержкой музеев культурного обмена со стороны государства. И от "перемены мест слагаемых" - переназваний Минкульта, круговерти чиновников в результате появления новых "подразделений" и т.п. - явно, ситуация особо не меняется.
О переменах к лучшему можно будет говорить только тогда, когда в Киеве, наконец, откроется первая полноценная, т.е. масштабная и специально подготовленная выставка произведений из коллекции веронского музея Кастельвеккио. Это - для начала. Ну, а пока правы, конечно, те, кто торопился отстоять хоть полутора-, хоть десятичасовую очередь, чтобы увидеть 17 "не местных" шедевров мировой живописи в киевских интерьерах.